Невероятно, но факт!

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану.

Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от посадочной ступени, как совершенно неожиданно взлетная ступень начала вращаться. Взволнованный Сернан крикнул Стаффорду, чтобы тот включил аварийную систему. Но Стаффорд не потерял присутствия духа. Он сделал все, чтобы стабилизировать полет взлетной ступени. После нескольких попыток это ему удалось…

Мужество, высокие эмоциональноволевые качества летчиков, воспитанные тысячами часов налета на самолетах разных типов, постоянная готовность к самостоятельным действиям в самых неожиданных ситуациях помогли этим двум незаурядным людям найти правильное решение в условиях острого дефицита времени и отсутствия даже малейшей надежды на какуюлибо помощь Земли.

Когда Том Стаффорд и Юджин Сернан гостили у нас в Звездном, я был свидетелем шутливой пикировки двух этих отважных людей. Том, указывая на седую голову Сернана, сказал нам, что Юджин поседел во время того полета к Луне, на что Сернан тут же отпарировал выпад Стаффорда и, указывая на его лысую голову, сказал: «А ты, Том, забыл, что именно тогда лишился своих последних волос?!»

НАСА было удовлетворено полетом «АполлонаХ» и заявило, что теперь нет никаких препятствий к высадке астронавтов на Луне.

Старт космического корабля «АполлонXI», который должен был высадить первых астронавтов на Луну, был назначен на 16 июля 1969 года. В состав его экипажа входили: Нил Армстронг — командир, Майкл Коллинз — пилот основного блока «Колумбия» и Эдвин Олдрин — пилот лунной кабины «Орел».

Командир этого экипажа также побывал у нас в Звездном, мы с ним встречались и в США.

Полет «АполлонаXI» начался успешно. Через 100 часов после старта, когда «Аполлон» находился за Луной и связи с ним не было, Нил Армстронг расстыковал лунную кабину от основного блока, и они вместе с Олдрином начали сближение с Луной. Майкл Коллинз оставался в основном блоке и следил за полетом «Орла».

При подлете к Луне в лунной кабине загорелся аварийный сигнал, вызванный перегрузкой в работе одной из систем. Этот сигнал очень взволновал астронавтов, и, хотя оператор с Земли утверждал, что ничего опасного нет и просил астронавтов не обращать на него внимания, они, естественно, нервничали, сигнал мешал им наблюдать ориентиры на поверхности Луны. А между тем автоматическая программа управления вела лунную кабину на посадку в кратер, дно которого было усеяно крупными камнями. Это могло привести к аварии в момент прилунения.

Армстронг не растерялся и взял управление в свои руки, снизил вертикальную скорость и стал решительно маневрировать кабиной.

При встречах Нил Армстронг, человек обычно молчаливый, с наибольшим оживлением рассказывал именно про этот момент.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 23

Волынов шлет нам по радио свой привет и желает мягкой посадки. Мы дружно кричим ему: «До встречи на родной Земле!» Он еще сутки будет находиться в космосе. Немного завидуем ему, для нас космическая эпопея уже заканчивается… Тормозной двигатель отработал положенное время и замолк. Снова наступила тишина. Снова вернулась невесомость. Стараемся понять — все ли у…

Часть 24

«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…

Часть 25

Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…

Часть 26

Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……

Часть 11

Из полосы тени корабль вышел уже в южном полушарии. Прямой связи с нашими пунктами еще не было. Не скрою — я волновался в этот момент: как-то поведет себя в космосе настоящий корабль, будет ли он так же послушен моей воле, как был послушен комплексный тренажер на Земле? Взялся за ручку управления. По теневому индикатору определил…

Часть 27

Когда наш самолет приземлился на Внуковском аэродроме и я вышел на верхнюю площадку самолетного трапа, увидел яркую красную ковровую дорожку, протянувшуюся от самолета до трибуны, на которой стояло множество людей, у меня даже в глазах потемнело и тело забило мелкой дрожью… Не помню уже, как мы спустились по трапу, как строем, печатая шаг, шли по…

Часть 12

На отдельных витках планировалось проведение динамических операций — коррекция орбиты, сближение и стыковка кораблей; тогда все другие эксперименты на этих витках не проводились. «Глухие» витки, когда с наземными пунктами связи контакта не было, отводились на отдых и сон. Время на обеды, завтраки и ужины также выделялось в период отсутствия прямой радиосвязи. Все было расписано и…

Часть 28

Но в Центре в это время уже началась подготовка к следующему этапу испытаний кораблей «Союз» — уточнялась программа, формировались экипажи, составлялись программы занятий и тренировок. Товарищам, впервые готовящимся к полету, нужны были наша помощь, наш опыт. К тому же я был назначен начальником отдела подготовки экипажей космических кораблей «Союз». Забот прибавилось, и, отлично понимая всю…

Часть 13

В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…

Часть 29

В состав экипажей первых двух «Союз-ов» — шестого и седьмого, включили наших бывших дублеров — Георгия Степановича Шонина и Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко и Виктора Васильевича Горбатко, к последней паре добавили еще и третьего члена экипажа — бортинженера Владислава Николаевича Волкова. А экипаж восьмого «Союза» предложили составить из космонавтов, уже побывавших в космосе,…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!