Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей!

Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно сократилось до 80, потом до 60 метров.

Манипулирую ручками управления. Гашу боковые скорости, несколько уменьшаю скорость сближения. Смотрю на «Глобус» — он показывает: мы находимся еще над Африкой. Да и связи с Центром управления пока нет. На табло цифры — расстояние между нами 40 метров. Визуально отмечаю то же самое. Уменьшаю скорость сближения до нуля — выполняю маневр «зависание». Корабли, мчась по орбите со скоростью 28 000 километров в час, по отношению друг к другу как бы «стоят» на месте.

До момента входа в зону прямой видимости Центра управления остается еще десять минут, и мы должны подождать со стыковкой. Земля хочет посмотреть этот процесс по телевидению.

Для экономии топлива прошу Бориса некоторое время маневрировать своим кораблем и удерживать корабли на одной оси. Успеваю в этот момент сделать несколько пометок в бортжурнале.

Наконец Земля выходит на связь.

«Заря» подтверждает, что видит нас на экранах телевизоров, и дает «добро» на причаливание и стыковку.

Включаю двигатели сближения и снова вижу, как на экране перископа начинает вырастать в своих размерах «Союз-5». Расстояние между кораблями 30 метров. Скорость сближения 0,3 метра в секунду. Борис подтверждает: расстояние — 30, скорость — 0,3. Проходит полминуты. Расстояние 20 метров, скорость сближения та же.

Еще полминуты — до «Союза-5» уже «рукой подать», всего 10 метров. Стараюсь совместить продольные оси наших кораблей, свести до нуля взаимные перемещения. Борис удерживает свой корабль от раскачивания и разворотов. Расстояние — 5 метров. «Союз-5» заполнил собою весь экран моего перископа. Глаза и какоето внутреннее чувство каждое мгновение улавливают тенденцию кораблей к взаимному перемещению и развороту, мозг отдает команду, а руки четко передают эти короткие команды на ручки управления. Напряжение достигает апогея. Мой корабль осторожно подходит к кораблю «Союз-5» — «причаливает».

Все проделано точно. Чувствую, как штырь моего корабля ударяется о поверхность стыковочной воронки корабля Волынова, слышу скрежет металла о металл, как при сцепке вагонов на железной дороге. С большой радостью отмечаю, что почти сразу загорелись все транспаранты, свидетельствующие о касании и захвате. Попадание точное, почти в «яблочко»!

Начинается стягивание кораблей. Еще раз что-то щелкает за бортом, и на табло загорается транспарант:

«Есть стыковка». Корабли крепконакрепко соединились в единую систему и образовали первую в мире экспериментальную пилотируемую космическую станцию.

Произошло соединение всех электроразъемов, включилась внутренняя радиотелефонная сеть.

Облегченно вздыхаю и во весь голос радостно кричу ребятам: «Добро пожаловать, Байкалы!» «Байкалы» — это позывной экипажа Бориса Волынова. А у меня позывной — «Амур». В ответ слышу какието радостные бессвязные возгласы в три голоса. Перебивая друг друга, экипаж «Союза-5» бурно выражает свой восторг по поводу успешного выполнения первой части нашего эксперимента.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 12

На отдельных витках планировалось проведение динамических операций — коррекция орбиты, сближение и стыковка кораблей; тогда все другие эксперименты на этих витках не проводились. «Глухие» витки, когда с наземными пунктами связи контакта не было, отводились на отдых и сон. Время на обеды, завтраки и ужины также выделялось в период отсутствия прямой радиосвязи. Все было расписано и…

Часть 24

«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 13

В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…

Часть 25

Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…

Часть 14

Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…

Часть 26

Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только…

Часть 27

Когда наш самолет приземлился на Внуковском аэродроме и я вышел на верхнюю площадку самолетного трапа, увидел яркую красную ковровую дорожку, протянувшуюся от самолета до трибуны, на которой стояло множество людей, у меня даже в глазах потемнело и тело забило мелкой дрожью… Не помню уже, как мы спустились по трапу, как строем, печатая шаг, шли по…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru