Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Часть 13

Выполнил разворот, сделал «бочку», но потерял сразу пятьсот метров высоты.

«Это еще что такое?!» — подумал я, но полет продолжил и сделал еще одну «бочку», и опять потерял пятьсот метров.

«Что-то тут не то…» — забеспокоился я, тем более что стук в моторе продолжался и самолет потряхивало все сильнее.

Постарался доложить руководителю полетом спокойно, без паники.

Получил разрешение идти на посадку. Обычную посадку. Даже полосы для меня не освободили. Но мотор совсем уже не тянул.

«Так можно и упасть!» — мелькнула в голове тревожная мысль. И я почувствовал противную дрожь в коленках. Но тут же постарался взять себя в руки: «Спокойнее, внимательнее!»

Отбросив последние сомнения, попросил разрешения произвести посадку с ходу, без положенных по инструкции кругов над аэродромом. Выпустив шасси, приземлился почти вплотную за только что севшим самолетом товарища, которого не успели угнать на второй круг.

Когда моя машина остановилась, я почувствовал, что покрываюсь холодным потом…

Подбежал инженер. Осмотрел мотор: в одном из блоков заклинило вал, который открывал и закрывал клапаны цилиндров, и половина мотора вышла из строя.

— Ну, Шаталов, ты в рубашке родился… — только и мог сказать он.

Устроили разбор полета. К моему удивлению, меня не ругали, наоборот, даже похвалили за находчивые и четкие действия в воздухе. Но я себя корил беспощадно. Именно тогда я понял, что, по существу, был еще желторотым птенцом, что одного умения летать и делать в воздухе с машиной «почти все» — это еще не значит быть настоящим летчиком.

Когда все идет по плану, техника работает безупречно, погода стоит отличная, маршрут знаком до мельчайших деталей и напарники в строю держатся идеально, тогда все кажется легким, простым и приятным. Наступает успокоение, появляется уверенность, граничащая с самоуверенностью. Начинает казаться, что постиг уже все на свете, можешь быть с машиной на «ты».

Постепенно я начал понимать, что для летчика крайне необходимы такие качества, как полная объективность в оценках сложившейся ситуации, не только смелость, но и чрезвычайная внимательность. А еще умение признавать свои ошибки и здраво оценивать их.

Если хочешь летать долго и много, нужно не бояться докладывать правду, какой бы неприятной она ни была, — вот какой я сделал для себя вывод, выйдя «сухим из воды».

Летом 1949 года состоялся наш выпуск. Мне присвоили звание лейтенанта и вместе с шестнадцатью товарищами оставили при училище в качестве инструктора. Мы понимали, что ктото должен был учить летать молодых… Но почему именно мы? Все ребята мечтали о службе в строевом полку. Нам хотелось летать на боевых машинах. Летать и ни о чем постороннем не думать, ни о ком другом не заботиться — только о полете, только о задании! Какое это счастье — так летать!

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 24

Прибыл, доложил начальству. Мне показали кабинет, где сидело еще несколько человек, выделили стол, навалили на него кучу папок и сказали — знакомься с делами: тут отчеты, различные приказы, инструкции, методические разработки, всевозможные анализы, анкеты и т. д. и т. п. Ну, думаю, очень интересная эта новая «бумажная техника», боевая и современная… Но долго бумагами заниматься…

Часть 25

Мне предстояло освоить новые тактические приемы применения этого самолета: незаметный подход к цели на малой высоте, когда тебя никто не ждет и не может засечь локатор, прицельную стрельбу и бомбометание, а затем и уход от цели с тем, чтобы никто тебя не смог перехватить. К первому вылету готовился тщательно. Хорошо изучил материальную часть. В этом…

Часть 26

Думать я не стал. Рапорт написал в этом же кабинете. Решение мое было твердым, ни одной минуты в дальнейшем я не сомневался в правильности принятого решения. «Даже если у меня один шанс из тысячи — я буду пытаться использовать и этот шанс». Нас вызвали на окружную медицинскую комиссию. Из дюжины здоровых парней она отобрала только…

Часть 27

Гагарин! В растерянности минуту стояли и не знали, что делать, как себя вести. Я только успел подумать, что еще не знаю, попаду ли в отряд, но одна моя мечта уже сбылась — вижу Гагарина, он стоит совсем близко, даже могу поговорить с ним. Юрий Алексеевич понял наше состояние и первым нарушил затянувшуюся паузу: — Что,…

Часть 21

Честно говоря, меня поначалу волновала перспектива моих отношений с командирами звеньев. Я понимал, что среди них могут быть и обиженные — подготовлены они лучше меня и класс имеют более высокий. Правда, у них нет за плечами академии, но ведь она для такой должности и не имеет большого значения. Но беспокойство мое было напрасным. Очень скоро…

Часть 22

1969. Группа курсантов, бывших «спецов», перед первыми само-стоятельными полетами. С Григорием Афанасьевичем мы были уже знакомы, и встретил он меня довольно приветливо. Рассказал о своем полке, потом мы вместе совершили пробный вылет. Командир полка лично хотел удостовериться в моих способностях управлять современной боевой техникой. А затем сам повел меня знакомить с эскадрильей. Народ в эскадрилье,…

Часть 23

1949. Руководство полетами в какойто мере напоминало мне игру в шахматы. Только игровым полем была не доска, а все небо, вместо чернобелых клеточек — зоны, где «работали» самолеты. И время измерялось не минутами, а секундами, даже порой долями секунды. Просчет и ошибка шахматиста ограничивались потерей фигуры, самая грубая вела к проигрышу партии. Ошибка же руководителя…

Часть 1

Мечте на встречу Отец был для меня высшим авторитетом. Я любил и уважал его. Уважал за строгость и доброту, за честность и справедливость. Он был великий труженик и большой мастер. Дома в редкие свободные минуты всегда чтонибудь ремонтировал, строил, изобретал. Когда группа энтузиастов увлеклась постройкой аэросаней, отец немедленно включился в их работу и даже пожертвовал…

Часть 12

В УТ2 связи между инструктором и курсантом нет, и я не мог спросить Володю, в чем дело и почему кран в верхнем положении. Пытался кричать, но Володя ничего так и не услышал. Помня строгое указание инструктора — ничего руками не трогать, я даже не пытался притронуться к этой злосчастной рукоятке, хотя в данном случае мое…

Часть 2

Как только было получено сообщение о гибели «Челюскина», Советское правительство создало специальную комиссию. Десятки спасательных групп устремились на Север, на помощь челюскинцам. К ним летели самолеты, пробивались сквозь льды корабли, мчались оленьи и собачьи упряжки. Каждый день газеты и радио сообщали о их продвижении к цели. Судьба челюскинцев меня волновала поособому — как же, ведь…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru