Невероятно, но факт!

Часть 2

Как только было получено сообщение о гибели «Челюскина», Советское правительство создало специальную комиссию. Десятки спасательных групп устремились на Север, на помощь челюскинцам. К ним летели самолеты, пробивались сквозь льды корабли, мчались оленьи и собачьи упряжки. Каждый день газеты и радио сообщали о их продвижении к цели.

Судьба челюскинцев меня волновала поособому — как же, ведь это был «мой пароход»! Я его провожал в дальний путь, я своими глазами видел этих людей, которые сейчас там, на льдине!

У нас в Ленинграде, в самом центре города, на Невском, возле Казанского собора установили огромную панораму, изображающую лагерь челюскинцев. На фоне серого арктического неба, расцвеченного яркими полосами полярного сияния, и белых ледяных торосов стояли палатки, снежные дома, виднелись фигурки людей, упряжки собак, а вдали можно было рассмотреть самолет — первый самолет, который пробился в ледовый лагерь, — самолет летчика Ляпидевского.

Мы — мальчишки — чуть ли не каждый день бегали с Васильевского острова на Невский, чтобы посмотреть на эту панораму. А потом у себя во дворе построили «ледовый лагерь» и играли в «спасение челюскинцев». В снежных сугробах вырыли пещеры и поселили в них «полярников» — малышей из нашего и соседних дворов. Сами же, естественно, изображали летчиков.

Играть в «спасение» мы могли часами, родители чуть ли не силой загоняли нас домой, а наутро мы снова начинали свою игру…

Но вот пришло сообщение о том, что последних полярников вывезли на материк — лагерь челюскинцев , перестал существовать.

Представьте себе наше ликование, когда в газетах появилось решение Советского правительства об учреждении звания Героя Советского Союза и о присвоении его летчикам, проявившим чудеса летного мастерства и отваги, в трудных условиях обеспечившим спасение всего экипажа «Челюскина».

Это были первые герои страны. Имена Ляпидевского, Леваневского, Водопьянова, Каманина, Молокова, Доронина и Слепнева были у всех на устах.

Потом на весь мир прозвучали имена Чкалова, Байдукова и Белякова, совершивших свой легендарный перелет из Москвы на Дальний Восток по северному маршруту.

Еще через некоторое время отважные советские летчики во главе с Водопьяновым преподнесли новый сюрприз — они штурмовали Северный полюс. Летели туда целой эскадрой и высадили на льдину четырех зимовщиков — экипаж дрейфующей станции «Северный полюс»: Папанина, Федорова, Ширшова и Кренкеля.

Скажу по правде — отдавая должное этим мужественным людям, я больше всего восхищался теми, кто сидел за штурвалами воздушных кораблей, кто, невзирая на трудности, вел эти корабли к самой «макушке» земного шара.

Прошло еще немного времени, и вот новое потрясающее известие — экипаж Чкалова на том же самом АНТ25 отправился через полюс в Америку, а спустя месяц этим же маршрутом проследовал еще один экипаж в составе Громова, Данилина и Юмашева. Они установили новый мировой рекорд дальности полета. Потом женский экипаж самолета «Родина» — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова перелетели без посадки из Москвы на Дальний Восток и установили мировой рекорд дальности полета для женщин. Владимир Коккинаки пересек Атлантический океан с востока на запад по маршруту Москва — США.

Летчики были главными героями тех дней. И, наверное, не только я один аккуратно вырезал из газет их портреты и хранил в своих заветных альбомах.

Я восторгался нашими славными авиаторами, но больше всех — Валерием Павловичем Чкаловым. Он был мой любимый герой. И если уже. давно мечтал я стать летчиком, то теперь мечтал быть таким, как Чкалов.

Думаю, что тогда, в тридцатые годы, Чкалов был столь же популярен среди молодежи, как Гагарин сегодня.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 21

Честно говоря, меня поначалу волновала перспектива моих отношений с командирами звеньев. Я понимал, что среди них могут быть и обиженные — подготовлены они лучше меня и класс имеют более высокий. Правда, у них нет за плечами академии, но ведь она для такой должности и не имеет большого значения. Но беспокойство мое было напрасным. Очень скоро…

Часть 22

1969. Группа курсантов, бывших «спецов», перед первыми само-стоятельными полетами. С Григорием Афанасьевичем мы были уже знакомы, и встретил он меня довольно приветливо. Рассказал о своем полке, потом мы вместе совершили пробный вылет. Командир полка лично хотел удостовериться в моих способностях управлять современной боевой техникой. А затем сам повел меня знакомить с эскадрильей. Народ в эскадрилье,…

Часть 23

1949. Руководство полетами в какойто мере напоминало мне игру в шахматы. Только игровым полем была не доска, а все небо, вместо чернобелых клеточек — зоны, где «работали» самолеты. И время измерялось не минутами, а секундами, даже порой долями секунды. Просчет и ошибка шахматиста ограничивались потерей фигуры, самая грубая вела к проигрышу партии. Ошибка же руководителя…

Часть 24

Прибыл, доложил начальству. Мне показали кабинет, где сидело еще несколько человек, выделили стол, навалили на него кучу папок и сказали — знакомься с делами: тут отчеты, различные приказы, инструкции, методические разработки, всевозможные анализы, анкеты и т. д. и т. п. Ну, думаю, очень интересная эта новая «бумажная техника», боевая и современная… Но долго бумагами заниматься…

Часть 25

Мне предстояло освоить новые тактические приемы применения этого самолета: незаметный подход к цели на малой высоте, когда тебя никто не ждет и не может засечь локатор, прицельную стрельбу и бомбометание, а затем и уход от цели с тем, чтобы никто тебя не смог перехватить. К первому вылету готовился тщательно. Хорошо изучил материальную часть. В этом…

Часть 26

Думать я не стал. Рапорт написал в этом же кабинете. Решение мое было твердым, ни одной минуты в дальнейшем я не сомневался в правильности принятого решения. «Даже если у меня один шанс из тысячи — я буду пытаться использовать и этот шанс». Нас вызвали на окружную медицинскую комиссию. Из дюжины здоровых парней она отобрала только…

Часть 27

Гагарин! В растерянности минуту стояли и не знали, что делать, как себя вести. Я только успел подумать, что еще не знаю, попаду ли в отряд, но одна моя мечта уже сбылась — вижу Гагарина, он стоит совсем близко, даже могу поговорить с ним. Юрий Алексеевич понял наше состояние и первым нарушил затянувшуюся паузу: — Что,…

Часть 15

Однажды в нашем училище потерпел катастрофу самолет Як3. Курсант выполнял задание в зоне, как вдруг почувствовал в кабине резкий запах бензина. Как положено, он доложил об этом на командный пункт и получил приказ немедленно прекратить полет и следовать на аэродром. Через несколько минут самолет уже заходил на посадку. Летчик действовал четко, точно по инструкции — …

Часть 16

Командир полка Романенко, узнав о нашей аварии, сам прибыл к месту вынужденной посадки. Он подробно расспросил нас о всех мельчайших деталях полета — мы ведь были первыми, которые вернулись живыми из такой передряги и могли рассказать важные подробности… Расследование показало, что в полете вырвало прокладку между двумя половинками бензонасоса и бензин струей стал вытекать прямо…

Часть 17

Вопреки ожиданиям Котельников принял нас очень приветливо. Беседа была долгой. Генерал не столько отвечал на наши вопросы, сколько сам нас расспрашивал. Почему мы рвемся в испытатели? Как идет служба? На каких самолетах летали? Какой имеем налет? Какие были летные происшествия? Погонял он нас и по аэродинамике, и по знанию систем самолета. А подводя итог встречи,…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!