Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Из истории международно-правового регулирования космической деятельности

Из истории международно-правового регулирования космической деятельности

С запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации искусственного спутника Земли началась эра практического исследования и освоения космического пространства – совершенно новой и чрезвычайно специфичной сферы человеческой деятельности. Даже будучи сугубо мирной, такая деятельность в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это обусловило возникновение и развитие космиче-ского права как самостоятельной отрасли международного права.

Именно Советский Союз явился в свое время инициатором разработки международных соглашений, регулирующих космическую деятельность государств, осуществление широкого и равноправного сотрудничества в мирном освоении космоса, и создания необходимых для этих целей международных органов. Впервые об этом говорилось в Заявлении Советского правительства от 15 марта 1958 г., которое было вынесено на обсуждение 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 13 декабря 1958 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях, который, однако, тогда оказался нежизнеспособным. 12 декабря следующего (1959) года Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию № 1472 (XIV) “Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства”, в которой вновь предусматривалось создание Комитета ООН по использованию космического пространства. В его состав вошли тогда 24 государства. Комитет, однако, вновь бездействовал в течение двух лет со дня своего учреждения.

Сложившаяся ситуация стала предметом рассмотрения 16-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в декабре 1961 г. В ходе сессии Советским Союзом и США все же был выработан совместный проект резолюции № 1721 (XVI) “Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях”, единодушно одобренный всеми остальными членами Комитета. Так,резолюции 14-й и 16-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН определили компетенцию Комитета ООН по космосу, ставшего ее вспомогательным органом. В 1962 г. в составе Комитета было образовано два подкомитета – Юридический и Научно-технический. По мере необходимости для изучения той или иной проблемы Комитет мог создавать рабочие группы.

Первый этап развития международного космического права характеризовался принятием Генеральной Ассамблеей ООН ряда резолюций, касающихся правового регулирования космической деятельности государств. Первая такая резолюция была единодушно одобрена на уже упоминавшейся 16-й сессии всеми государствами – членами ООН.

Она юридически закрепила следующие принципиальные положения:

  • исследование и использование космического пространства осуществляется только на благо всего человечества;
  • на космос и небесные тела распространяется международное право, в том числе и Устав ООН;
  • космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.

Уже в 1962 г. советская делегация в Юридическом подкомитете представила проект “Декларации основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства”. В его основу легли принципы мирного сосуществования государств,равенства, невмешательства и уважения государственного суверенитета. На 18-й сессии ГА ООН 13 декабря 1963 г. эта Декларация была принята.

Ее основные положения:

  • международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами;
  • деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
  • государства сохраняют юрисдикцию и контроль над космическими аппаратами и над их экипажами во время их нахождения в космосе.

Академик А.П. Александров подписывает межправительственное соглашение о мирном использовании космического пространстваРатуя за скорейшее принятие международноправовых норм,регулирующих освоение космоса, Советский Союз 17 июня 1966 г. представил в ООН проект “Договора о правовых принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела”. В том же году Юридический подкомитет спецкомитета ООН по космосу приступил к работе над этим проектом.

Второй этап развития международного космического права начался с единодушного одобрения 19 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН “Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела” (резолюция № 2222 (XXI)). 27 января 1967 г. в Москве, Лондоне и Вашингтоне Договор был открыт для подписания,вступив в силу 10 октября 1967 г. В последующие годы был принят ряд других международных соглашений, имеющих исключительно важное значение для процесса кодификации и регламентации деятельности государств в космическом пространстве. Кроме того, были разработаны и на уровне ООН приняты ряд основных принципов осуществления космической деятельности.

Таким образом, международное космическое право – одна из самых молодых отраслей современного международного права, формирование и дальнейшее развитие которой продолжается и в настоящее время. Однако ни одна отрасль права не складывалась с такой поистине “космической” быстротой. Возникновение международного космического права как науки следует отнести к началу 1930-х гг. XX столетия, когда в ряде стран появились первые работы, в которых ученые высказывали свои точки зрения по поводу возможности правового регулирования деятельности государств в космическом пространстве. Первым зарубежным исследованием, специально посвященным проблемам космического права, была работа чехословацкого юриста В. Мандла, опубликованная в Германии в 1932 г. В Советском Союзе таким ученым был член-корреспондент Академии наук СССР, профессор Е.А. Коровин, который в 1934 г. одним из первых в мире высказал мысль о необходимости международно-правового регулирования деятельности государств при освоении космоса. В конце 1950-х гг. он возглавил научную разработку в СССР проблем международного космического права. За период, прошедший с этого времени, целая плеяда советских юристов-международников внесла существенный вклад в развитие этой новой отрасли мировой науки, которая охватывает как проблемы общей теории, так и конкретные вопросы правового регулирования космической деятельности в ее различных аспектах.

В 1961 г. в Институте государства и права Академии наук СССР была организована проблемная группа по изучению правовых вопросов исследования и использования космического пространства, которая своей деятельностью внесла большой вклад в развитие советской доктрины космического права. В 1962 г. этой группой был подготовлен к печати первый сборник статей “Космос и международное право” под редакцией Е.А. Коровина. Первой советской специальной монографией по этим вопросам стала работа Ф.Н. Ковалева и И.И. Чепрова “На пути к космическому праву” (1962 г.). Эта книга представляет интерес с точки зрения теоретической разработки некоторых положений международноправовых аспектов,регулирующих космическую деятельность, которые были приняты позднее на основе советских предложений.

В дальнейшем появилась серия замечательных трудов таких всемирно известных ученых,как Г.П. Жуков, А.С. Пирадов, B.C. Bepeщетин, Э.Г. Жукова, Е.В. Каменецкая, В.Д. Бордунов, В.Н. Марков. Зарубежная доктрина космического права представлена многими известными учеными в десятках стран. Среди них Ф. Нозари (Иран); М. Марков (Болгария); М. Ляхса (Польша); С. Горов, Э. Гэллоуэй, Дж. Купер, Э. Хейли (США); А. Мейер (Германия) и многие другие.

Активное участие в развитии международного космического права принимают такие международные неправительственные организации, как Международный институт космического права и Международная академия астронавтики,созданные в рамках Международной астронавтической федерации, а также Ассоциация международного права, Гаагская академия международного права, Институт международного права. Членами Международного ин-ститута космического права, созданного в 1960 г., являются более 400 юристов из 42 стран, включая Россию. В ряде стран выходят периодические издания по вопросам международно-правового регулирования космической деятельности. Например,в США с 1973 г. издается журнал “Космическое право”, в Канаде с 1965 г. – ежегодник Института воздушного и космического права при Макгиллском университете.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Энергетические и двигательные установки ракетно-космической техники

В создание движителей для вывода полезных нагрузок в космос огромный вклад внесли наши соотечественники. Будучи приговоренным к смертной казни, студент медико-хирургической академии Николай Иванович Кибальчич (1853-1881 гг.) передал в адвокатуру не просьбу о помиловании, а свой “Проект воздухоплавательного прибора”. В этом проекте он высказал идею ракетного летательного аппарата. Н.И. Кибальчич писал, что если его идея…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в “прокрустово ложе” международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Основные направления развития космодромов России

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области; рациональное…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Обеспечение астероидной безопасности

Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций. НАКУ МО…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru