Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Опыт и принципы космического страхования

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы страхования. Накопленный опыт и сформировавшиеся принципы космического страхования рассмотрены на примере деятельности страховой группы “Мегарусс”.

“Мегарусс” – одна из страховых компаний, стоявших у истоков создания российского космического страхования. Она была основана 10 октября 1992 г. С созданием в 1995 г. дочерней компании “Мегарусс-Д” и покупкой контрольного пакета акций коммерческого банка “Старый Кремль” была образована страховая группа “Мегарусс”. Основное направление деятельности страховой группы “Мегарусс” – реализация программ страхования рисков ракетно-космической деятельности, разработка консолидированных программ экономической защиты и координация крупных рисков.

Отметим следующие основные этапы и периоды становления страховой группы “Мегарусс”:

  • 1994-1996 гг. Страховая группа “Мегарусс” разработала комплекс собственных мер по минимизации финансовых рисков, которые могут возникнуть при запусках космических аппаратов. Группа уже тогда стала брать на себя функции организатора экономической защиты космических проектов. Для каждого из них разрабатывалась консолидированная программа управления рисками, которая позволяла всесторонне оценить возможности возникновения страхового случая и предложить оптимальную экономическую защиту участников космических проектов. Кроме того,для повышения надежности космических программ “Мегарусс” использовала резерв предупредительных мероприятий. Это давало возможность оплачивать внеплановую работу, направленную на проведение превентивных мероприятий по снижению рисков.

Группа в то время активно искала наиболее рациональные схемы страхования,стремясь максимально совершенствовать меры по экономической защите космической деятельности. “Мегарусс” использует новую схему страхования, которая стала “ноу-хау” группы. Выступая в качестве координатора-перестраховщика, она при-влекает к участию в распределении рисков российских и зарубежных коллег. Предварительно схема была испытана при реализации ряда крупных международных проектов. Главными достоинствами такой схемы явилось повышение надежности страхования и качества программ защиты, а также снижение суммы страховки за счет сокращения числа посредников.

Методы и стиль работы “Мегарусс” были привлекательны для страхователей, а с увеличением числа международных коммерческих проектов и программ и необходимостью их страховой защиты ведущие разработчики и производители ракетно-космической техники страны стали нуждаться в надежных отечественных страховщиках.

  • 1996 г. Началось активное сотрудничество страховой группы “Мегарусс” с одним из лидеров российского ракетостроения – Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева. В том году были застрахованы первые три коммерческие проекта по запуску иностранных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя “Протон”: Astra-lF, Inmarsat-3 и Unamsat-B.

1996 г. не был безоблачным для группы, и она осуществила первую крупную выплату страхового возмещения в размере 2,7 млн дол. межотраслевой ассоциации “Совинформспутник” за спутник серии “Космос”, потерпевший катастрофу в результате аварии ракеты-носителя “Союз” при запуске с космодрома Байконур. Благодаря страховке на финансовые средства, полученные от страховой группы “Мегарусс”, работы по проекту были продолжены, и он был благополучно завершен в 1998 г.

  • 1997 г. Страховой группой и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было заключено уже шесть договоров на страхование космических проектов и программ (Telestar-5, Iridium-l, Panamsat-5, Iridium-2, Astra-lG, Asiasat-3). Один из запусков ракеты-носителя “Протон” с КА Asiasat-З на борту оказался аварийным, и “Мегарусс” выплатила страховое возмещение в размере 4,35 млн. дол.
  • В 1998-2000 гг. сотрудничество между ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и страховой группой продолжает успешно развиваться, были заключены договора на страхование новых международных космических проектов и программ, среди них: Nimique, Garuda, Astra-lH, CD Radio-l, CD Radio-2, CD Radio-3, GE-l, GE-6 и др. Всего за этот период было застраховано 14 проектов и программ, а общее их число за годы сотрудничества достигло 23.

В июле 1999 г. произошла авария ракеты-носителя “Протон” со спутником “Радуга” на борту. Тогда страховая группа “Мегарусс” выплатила рекордное для себя возмещение на сумму 15 млн. дол. Эта выплата еще раз подтвердила, что роль страхового обеспечения при реализации многочисленных проектов и программ непрерывно возрастает из-за значительных затрат, направляемых на их осуществление, как и необходимость экономического возмещения в случае финансовых потерь, которые могут понести и несут владельцы космической техники.

Для страховой группы “Мегарусс” отмеченный период характеризуется разработкой новых страховых продуктов и совершенствованием спектра страховых услуг. Так, в 1999 г. она выступила со страховым продуктом,новизна которого заключается в факте страхования гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (т.е. в соответствии с международной Конвенцией 1972 г.),но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках.

Очередное “ноу-хау” группы оказалось успешно проверенным на практике. В результате нештатного запуска РН “Зенит” с двенадцатью КА GlobalStar и падения их фрагментов был нанесен ущерб лесам Хакасии и Алтая. Страховой группе “Мегарусс” удалось создать в мировой практике космического страхования прецедент выплаты страхового возмещения при аварийном запуске в полях падения на суше,что имеет для России,космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности, а не на побережье океанов, первостепенное значение.

Два последних года для мирового космического рынка стали периодом роста ставок,величина которых зависит от баланса доходов и потерь страховщиков,а также от объема предложений на страховом рынке. И здесь “Мегарусс” сказала свое веское слово в пользу российских разработчиков и производителей ракетно-космической техники и отечественного страхового космического рынка.

Страховая группа “Мегарусс”,которой принадлежит лидерство в страховании предстартовой подготовки и запусков,первой в России перешла от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию, консолидированному по видам и пакетному по числу рисков космической деятельности. Такой подход был реализован в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволило снизить страховые ставки в среднем на 10…15 %. Ярким примером экономической выгоды такой позиции для страхователей явился факт сохранения до конца 2000 г. ставки на страхование запуска РКН “Протон” в размере 9,8…12,5 %,в то время как по страховому размещению 51-го запуска Ariane-4 (после пятидесяти успешных подряд) ставка возросла до 25 %.

Страховая группа “Мегарусс” динамично развивается,постоянно накапливая бесценный опыт работы. Развитые страховые и финансовые технологии, постоянный поиск передового и прогрессивного в космическом и других видах страхования, высококвалифицированный персонал и безупречная деловая репутация – вот те качественные составляющие, которыми сегодня обладает “Мегарусс” для дальнейшего поступательного роста, продвижения на страховом рынке, расширения сферы деятельности.

Тесные деловые связи и контакты с предприятиями и центрами разработки, производства и эксплуатации ракетно-космической техники способствуют решению общих задач. Расширение и углубление такого сотрудничества с Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева служит интересам развития отечественного ракетостроения и освоения рынка космических услуг.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Перспективные направления совершенствования энергетических и двигательных установок ракетно-космической техники

Двигательные и энергетические установки (ЭУ) ракетно-космических комплексов относятся к числу наиболее трудоемких, сложных в отработке и производстве подсистем. Уровень энергомассового совершенства, ресурс активного функционирования, надежность, технико-экономические показатели ДУ и ЭУ во многом определяют функциональные возможности и технико-экономическую эффективность ракетно-космического комплекса в целом. Сроки разработки и отработки новых образцов ДУ и ЭУ весьма длительны – 5-7…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в “прокрустово ложе” международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Многофункциональные конструкции

Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…

Состояние и перспективы развития комплексов и средств единого Государственного НАКУ КА

В составе единого Государственного НАКУ будут эксплуатироваться как современные средства, так и большое количество морально и физически устаревшей техники. На рис. представлены обобщенные показатели по выработке ресурса средств НАКУ МО, который является ядром единого Государственного НАКУ. Из рис. следует, что более 70 % средств НАКУ МО находятся за пределами гарантийного ресурса (имеют 2 или 3-ю…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru