Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Опыт и принципы космического страхования

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы страхования. Накопленный опыт и сформировавшиеся принципы космического страхования рассмотрены на примере деятельности страховой группы «Мегарусс».

«Мегарусс» — одна из страховых компаний, стоявших у истоков создания российского космического страхования. Она была основана 10 октября 1992 г. С созданием в 1995 г. дочерней компании «Мегарусс-Д» и покупкой контрольного пакета акций коммерческого банка «Старый Кремль» была образована страховая группа «Мегарусс». Основное направление деятельности страховой группы «Мегарусс» — реализация программ страхования рисков ракетно-космической деятельности, разработка консолидированных программ экономической защиты и координация крупных рисков.

Отметим следующие основные этапы и периоды становления страховой группы «Мегарусс»:

  • 1994-1996 гг. Страховая группа «Мегарусс» разработала комплекс собственных мер по минимизации финансовых рисков, которые могут возникнуть при запусках космических аппаратов. Группа уже тогда стала брать на себя функции организатора экономической защиты космических проектов. Для каждого из них разрабатывалась консолидированная программа управления рисками, которая позволяла всесторонне оценить возможности возникновения страхового случая и предложить оптимальную экономическую защиту участников космических проектов. Кроме того,для повышения надежности космических программ «Мегарусс» использовала резерв предупредительных мероприятий. Это давало возможность оплачивать внеплановую работу, направленную на проведение превентивных мероприятий по снижению рисков.

Группа в то время активно искала наиболее рациональные схемы страхования,стремясь максимально совершенствовать меры по экономической защите космической деятельности. «Мегарусс» использует новую схему страхования, которая стала «ноу-хау» группы. Выступая в качестве координатора-перестраховщика, она при-влекает к участию в распределении рисков российских и зарубежных коллег. Предварительно схема была испытана при реализации ряда крупных международных проектов. Главными достоинствами такой схемы явилось повышение надежности страхования и качества программ защиты, а также снижение суммы страховки за счет сокращения числа посредников.

Методы и стиль работы «Мегарусс» были привлекательны для страхователей, а с увеличением числа международных коммерческих проектов и программ и необходимостью их страховой защиты ведущие разработчики и производители ракетно-космической техники страны стали нуждаться в надежных отечественных страховщиках.

  • 1996 г. Началось активное сотрудничество страховой группы «Мегарусс» с одним из лидеров российского ракетостроения — Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева. В том году были застрахованы первые три коммерческие проекта по запуску иностранных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Протон»: Astra-lF, Inmarsat-3 и Unamsat-B.

1996 г. не был безоблачным для группы, и она осуществила первую крупную выплату страхового возмещения в размере 2,7 млн дол. межотраслевой ассоциации «Совинформспутник» за спутник серии «Космос», потерпевший катастрофу в результате аварии ракеты-носителя «Союз» при запуске с космодрома Байконур. Благодаря страховке на финансовые средства, полученные от страховой группы «Мегарусс», работы по проекту были продолжены, и он был благополучно завершен в 1998 г.

  • 1997 г. Страховой группой и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было заключено уже шесть договоров на страхование космических проектов и программ (Telestar-5, Iridium-l, Panamsat-5, Iridium-2, Astra-lG, Asiasat-3). Один из запусков ракеты-носителя «Протон» с КА Asiasat-З на борту оказался аварийным, и «Мегарусс» выплатила страховое возмещение в размере 4,35 млн. дол.
  • В 1998-2000 гг. сотрудничество между ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и страховой группой продолжает успешно развиваться, были заключены договора на страхование новых международных космических проектов и программ, среди них: Nimique, Garuda, Astra-lH, CD Radio-l, CD Radio-2, CD Radio-3, GE-l, GE-6 и др. Всего за этот период было застраховано 14 проектов и программ, а общее их число за годы сотрудничества достигло 23.

В июле 1999 г. произошла авария ракеты-носителя «Протон» со спутником «Радуга» на борту. Тогда страховая группа «Мегарусс» выплатила рекордное для себя возмещение на сумму 15 млн. дол. Эта выплата еще раз подтвердила, что роль страхового обеспечения при реализации многочисленных проектов и программ непрерывно возрастает из-за значительных затрат, направляемых на их осуществление, как и необходимость экономического возмещения в случае финансовых потерь, которые могут понести и несут владельцы космической техники.

Для страховой группы «Мегарусс» отмеченный период характеризуется разработкой новых страховых продуктов и совершенствованием спектра страховых услуг. Так, в 1999 г. она выступила со страховым продуктом,новизна которого заключается в факте страхования гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (т.е. в соответствии с международной Конвенцией 1972 г.),но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках.

Очередное «ноу-хау» группы оказалось успешно проверенным на практике. В результате нештатного запуска РН «Зенит» с двенадцатью КА GlobalStar и падения их фрагментов был нанесен ущерб лесам Хакасии и Алтая. Страховой группе «Мегарусс» удалось создать в мировой практике космического страхования прецедент выплаты страхового возмещения при аварийном запуске в полях падения на суше,что имеет для России,космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности, а не на побережье океанов, первостепенное значение.

Два последних года для мирового космического рынка стали периодом роста ставок,величина которых зависит от баланса доходов и потерь страховщиков,а также от объема предложений на страховом рынке. И здесь «Мегарусс» сказала свое веское слово в пользу российских разработчиков и производителей ракетно-космической техники и отечественного страхового космического рынка.

Страховая группа «Мегарусс»,которой принадлежит лидерство в страховании предстартовой подготовки и запусков,первой в России перешла от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию, консолидированному по видам и пакетному по числу рисков космической деятельности. Такой подход был реализован в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволило снизить страховые ставки в среднем на 10…15 %. Ярким примером экономической выгоды такой позиции для страхователей явился факт сохранения до конца 2000 г. ставки на страхование запуска РКН «Протон» в размере 9,8…12,5 %,в то время как по страховому размещению 51-го запуска Ariane-4 (после пятидесяти успешных подряд) ставка возросла до 25 %.

Страховая группа «Мегарусс» динамично развивается,постоянно накапливая бесценный опыт работы. Развитые страховые и финансовые технологии, постоянный поиск передового и прогрессивного в космическом и других видах страхования, высококвалифицированный персонал и безупречная деловая репутация — вот те качественные составляющие, которыми сегодня обладает «Мегарусс» для дальнейшего поступательного роста, продвижения на страховом рынке, расширения сферы деятельности.

Тесные деловые связи и контакты с предприятиями и центрами разработки, производства и эксплуатации ракетно-космической техники способствуют решению общих задач. Расширение и углубление такого сотрудничества с Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева служит интересам развития отечественного ракетостроения и освоения рынка космических услуг.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Носители среднего класса Японии

Двухступенчатая РН Н2 (табл.), разработанная фирмой Mitsubishi под руководством NASDA, существенно расширяет возможности Японии по запуску крупногабаритных КА в космос. По американской классификации ее можно отнести к промежуточному (между средним и тяжелым) классу. В конструкции РН Н2 и новой тяжелой западноевропейской РН Ariane-5 имеется некоторое сходство. Различия главным образом в размерах и суммарной тяге. Компоновка…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Космические энергетика, производство и медицина

Широкое применение найдут системы орбитальных электростанций, осуществляющих энергоснабжение как космических, так и наземных объектов на промышленном уровне. Согласно разрабатываемой в настоящее время концепции энергоснабжения Земли из космоса, основанной на использовании солнечной энергии и передаче ее на Землю или КА в виде излучения микроволнового или оптического диапазона длин волн и предусматривающей постепенный перенос значительной части производства…

Перспективные направления совершенствования энергетических и двигательных установок ракетно-космической техники

Двигательные и энергетические установки (ЭУ) ракетно-космических комплексов относятся к числу наиболее трудоемких, сложных в отработке и производстве подсистем. Уровень энергомассового совершенства, ресурс активного функционирования, надежность, технико-экономические показатели ДУ и ЭУ во многом определяют функциональные возможности и технико-экономическую эффективность ракетно-космического комплекса в целом. Сроки разработки и отработки новых образцов ДУ и ЭУ весьма длительны — 5-7…

Командно-измерительные пункты НКУ

Наземная аппаратура радиотехнических систем НКУ, предназначенная для обмена информацией с КА, размещается на командно-измерительных пунктах. В составе НКУ обычно используются несколько КИПов. Они могут быть стационарными или подвижными (располагаться на плавучих судах, автомобилях, самолетах и т.п.). Место размещения КИПа на поверхности Земли существенно зависит от баллистической структуры орбитальной группировки управляемой космической системы, требований к точности…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в «прокрустово ложе» международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Достижения космонавтики

В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: «По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. «Об искусственном спутнике Земли…». В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: «Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы…

Носители среднего класса Индии

С 1986 г. фирмой «Хиндустан аэронотикс» под руководством ISRO в Индии осуществляется разработка трехступенчатой РН среднего класса GSLV (Geosynchronous Satellite Vehicle — РН для выведения спутников на геостационарную орбиту). Согласно проекту на первой ступени РН GSLV предполагается установить ЖРД индийского производства — РДТТ S-125, на второй — ЖРД индийского производства Vicas, на третьей — криогенный…

Ресурсные причины реструктуризации

В 1990 — 1992 гг. в США произошел спад производства в высокотехнологическом секторе промышленности (который включает и аэрокосмическую отрасль). Причина спада — сокращение государственных капиталовложений в науку и технику, осваиваемых промышленностью в порядке выполнения государственных программ. Если в 1987 г. эти вложения составляли 57,9 млрд. дол., то в 1996 г. — 47,4 млрд. дол. Из…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!