Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Европейские носители легкого класса

Европейские носители легкого класса

РН VegaВ Испании под руководством Испанского национального института аэрокосмических технологий INTA, финансируемого министерством обороны, разрабатывается проект трехступенчатого твердотопливного легкого носителя Capricornio (“Козерог”) для запуска малых КА. Первая ступень РН представляет собой американский РДТТ Castor-4B, a верхние ступени – испанской разработки.

Стартовая масса РН, имеющей длину 18,25 м, составляет 15 т. РН способна выводить на низкие околоземные орбиты ПН массой до 140 кг. Первый запуск Capricornio с созданным в барселонском Центре микроэлектроники спутником для сбора и передачи данных от испанских станций в Антарктике намечался на 1998 г. со стартового комплекса Исла-де-Эль-Хьерро (Isla de EL Hierro) на Канарских островах. Полная стоимость создания носителя оценивалась в 32 млн. дол., стоимость пуска – 9 млн дол.

Итальянское космическое агентство ASI еще в декабре 1997 г. объявило о том, что в стране разработаны РН семейства Vega (“Beга”), работы по которому велись с 1988 г. фирмой BPD Difesae Spazio. Первоначально планировалось увеличить грузоподъемность американской РН Scout-Gl вдвое, оснастив ее двумя твердо-топливными навесными ускорителями РАР от носителя Ariane-4. Для проведения экспериментов по микрогравитации предусматривалась установка возвращаемой капсулы. Запуски предполагалось осуществлять с плавучей стартовой платформы San Marco, расположенной недалеко от экватора в заливе Формоза у берегов Кении. Стоимость работ оценивалась в 200 млн дол., первый запуск намечался на 1995 г.

Этот проект,известный как Scout-2 или San Marco Scout,B 1993 г. как чисто итальянская разработка был переделан под технологию РДТТ Zefiro (“Зефир”), созданных на базе ускорителей РАР, но с качающимся соплом. В 1991 г. было проведено четыре стендовых огневых испытания, а проведенное 18 марта 1992 г. на военном полигоне в Сардинии первое летное испытание связки из трех двигателей Zefiro было частично успешным. Предполагалось закончить наземные испытания к середине 1995 г. и выполнить два квалификационных полета носителя в конце того же года, с тем чтобы начать эксплуатацию в середине 1996 г.

Однако в 1994 г. график работ был изменен и ракета получила нынешнее название Vega. Кроме основного варианта Vega-KO предлагались варианты К2 и К4 с двумя или четырьмя РДТТ Zefiro в качестве навесных ускорителей, однако в конце концов от ускорителей отказались.

Базовым вариантом стала четырехступенчатая Vega-KO. При замене двигателя первой ступени Zefi.ro на двигатель класса Castor-120 (установлен на современной модификации американской РН Taurus) и отказе от четвертой ступени получился более тяжелый и мощный вариант Vega-К3. Целью работ, проводимых компанией BPD Difesa e Spazio за счет собственного финансирования, являлась полная отработка двигателя Zefiro и комплектация подсистем Vega до февраля 1997 г., причем пред полагал ось, что в случае получения правительственной поддержки первый квалификационный полет носителя может состояться в 1999 г.,а первый коммерческий – через шесть месяцев.

Так как на восстановление платформы San Marco требуются большие финансовые вложения (последний пуск отсюда состоялся в 1988 г.), предлагается провести переговоры с Францией и США о запуске РН Vega с космодромов Куру и Ванденберг.

В феврале 1998 г. итальянская компания BPD Difesa e Spazio объявила о совместных с французской фирмой Aerospatiale работах по носителю, дополняющему Ariane (ACLV-1 – Ariane Complemetary Launch Vehicle). Малая твердотопливная РН получила название Lance-Proteus (“Ланс-Протей”). Первая ее ступень создана на базе нижнего сегмента навесного твердотопливного ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5. На второй ступени установлен РДТТ Zefiro,Ha третьей – новый двигатель Р7 (возможно использование ступени существующей французской морской баллис-тической ракеты или одного из доступных двигателей, имеющихся на коммерческом рынке). Жидкостный модуль доразгона должен обеспечить высокую точность выведения спутника на орбиту. Такой носитель может быть разработан в течение четырех лет при инвестициях в размере около 330 млн дол.

Специалисты фирмы Aerospatiale уверены в существовании рынка для такой ракеты. Сюда следует отнести запуски небольших научных КА класса Proteus (“Протей”), КА дистанционного зондирования Земли, КА для итальянской сети передачи данных Skymed/Cosmo. Модульная платформа Proteus для размещения различной аппаратуры обзора земной поверхности, связи и научных исследований разработана CNES и отделением спутников компании Aerospatiale. Первым КА из этой серии будет спутник Jason-1, оснащенный высотомером (запуск предполагалось осуществить в 2000 г. с помощью американской РН Delta-2). Спутник ДЗЗ на базе платформы Proteus также рассматривается в качестве попутной ПН для французского КА Spot-5 (запуск также намечался на 2000 г.). Модифицированная платформа Proteus ляжет в основу мультимедийных КА для европейской системы связи SkyBridge, включающей 64 спутника на низких околоземных орбитах (начало развертывания предполагается с 2001 г.).

Разработка носителя Lance-Proteus будет иметь значение при создании действительно независимой системы европейской обзорной разведки или “созвездия” малых КА. Этот носитель может запускаться до шести раз в год. Пуски носителя могут проводиться со стартового комплекса ELA-3 в Куру (Французская Гвиана); в этом случае в качестве стартового стола используется основание, на котором сейчас закрепляется при старте один из двух ускорителей ЕАР ракеты Ariane-5. Хотя стоимость пуска неизвестна, предварительные исследования говорят о величине примерно 20 млн дол.

Заменив двигатель первой ступени на РДТТ Zefiro с укорочен-ным соплом, компания BPD может создать ракету, сопоставимую по характеристикам с носителем Vega-KO, стоимость пуска которого составит около 12 млн дол. В планах BPD еще с апреля 1997 г. стоит вариант носителя Lance-Proteus, в котором РДТТ Р7 и блок довыведения заменяют-ся на комбинацию из двух ступеней с ЖРД на топливе АТ+НДМГ, разработанных в кооперации с днепропетровским НПО “Южное”.

Во Франции работы по носителям легкого класса начались в 1990 г. с разработки системы DLA. Программа стоимостью около 2 млрд франков предполагала создание к 1998 г. двух вариантов трехступенчатой твердотопливной ракеты. На первой ступени уменьшенного варианта DLA-P стоял двигатель Р92, созданный на базе сегмента ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5, на второй – двигатель РЗО, третья ступень – жидкостная L5 (уменьшенный вариант ступени L9.7 РН Ariane). Первую ступень увеличенного варианта DLA-S предполагалось создать на базе полноразмерного ускорителя ЕАР. Обтекатель обоих вариантов брался с Ariane-4.

Концепция DLA не нашла финансовой поддержки при разработке и в 1993 г. была заменена малым европейским носителем ESL – полностью твердотопливной трехступенчатой ракетой, которая имеет идентичные первую и вторую ступени Р50, а также третью ступень Р7. Модуль довыведения с од покомпонентными ЖРД интегрирован с системой управления носителя. Предполагалось, что в 1998 г. разработка будет закончена. Стоимость запуска со стартовой позиции ELA-3 составит около 20 млн дол. Запуск уменьшенного варианта со ступенями Р50 – Р7 – Р7 стоит на 13 % дешевле.

Несмотря на собственные работы по программе San Marco Scout, итальянское агентство ASI участвовало в исследованиях по проекту ESL. Разработка не завершилась по ряду причин, в частности из-за недостаточного финансирования и трудностей определения возможного рынка носителя. В результате Италия предложила использовать в проекте РДТТ Zefiro. Задержки первого пуска Ariane-5 и последующая авария в июне 1996 г. привели к тому,что CNES “для спасения бюджета” отказался от участия в инициативной работе. В 1996 г. появился проект дополняющего Ariane носителя ACLV-1, осуществляемый SEP, Aerospatiale и FiatAvio, который использует двигатель Р85 на первой ступени, Zefiro – на второй и РДТТ десятитонного класса – на третьей. В 1997 г. фирма SEP отошла от трехлетней разработки, оцененной в 250 млн дол., прийдя к заключению, что размеры предполагаемого рынка не со-ответствуют объемам ассигнований.

Израильская корпорация Israel Aircraft Industries (IAI) на базе баллистической ракеты среднего радиуса действия Jerico-2 (“Иерихон-2”) разработала трехступенчатый носитель Shavit (“Комета”), первый запуск которого был произведен в 1988 г. с авиабазы Палмахим.

В 1998 г. при запуске спутника Ofeq-4 на участке работы второй ступени Shavit произошла авария носителя. С официальной точки зрения это первая неудача программы Shavit. Однако, по неподтвержденным данным, еще одна авария уже имела место в начале 1990-х гг. При первых двух запусках в 1988 и 1990 гг. был использован носитель Shavit, принадлежащий к первому варианту ракет данного семейства. На первых двух ступенях носителя устанавливались аналогичные РДТТ,третья ступень оснащалась доразгонным двигателем AUS-51 фирмы Rafael (Хайфа). Двигатель первой ступени следующего варианта РН, предложенного в 1995 г., – Shavit-1 изготавливался компанией Israel Military Industries (IMI) и был удлинен. Вариант Shavit-2, впервые предложенный в 1992 г. для коммерческих запусков под названием Next, имел также удлиненную вторую ступень и новый модуль довыведения на однокомпонентном топливе.

Корпорация IAI намерена продвигать носитель на международный рынок запусков, для чего предлагает создать новые варианты Shavit при участии американских и европейских партнеров. Имеются сообщения о том, что основным партнером IAI в наиболее современном проекте Shavit-2 (Next) должна была стать фирма Coleman Aerospace (Орландо, шт. Флорида), которая в настоящее время поставляет баллистические мишени Нега и обеспечивает запуск аппаратов на суборбитальные траектории в интересах ВВС США. Другим партнером выступала корпорация Atlantic Research (ARC) (Гейнсвилл, шт. Вирджиния), имеющая эксклюзивную лицензию израильских фирм IMI и Rafael на маркетинг ступеней ракеты Shavit-1 в США. Имеются данные о возможном участии в СП французской фирмы Matra Marconi Space (MMS), однако в последнее время эта компания сообщала об отсутствии прогресса в работе над проектом Shavit.

Планы IAI включали использование РН семейства Shavit и для международных коммерческих запусков. Кроме американских стартовых комплексов рассматривались возможности старта ракет с космодрома Куру и бразильского центра запусков Алькантара.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Ресурсные причины реструктуризации

В 1990 – 1992 гг. в США произошел спад производства в высокотехнологическом секторе промышленности (который включает и аэрокосмическую отрасль). Причина спада – сокращение государственных капиталовложений в науку и технику, осваиваемых промышленностью в порядке выполнения государственных программ. Если в 1987 г. эти вложения составляли 57,9 млрд. дол., то в 1996 г. – 47,4 млрд. дол. Из…

Перспективные направления совершенствования энергетических и двигательных установок ракетно-космической техники

Двигательные и энергетические установки (ЭУ) ракетно-космических комплексов относятся к числу наиболее трудоемких, сложных в отработке и производстве подсистем. Уровень энергомассового совершенства, ресурс активного функционирования, надежность, технико-экономические показатели ДУ и ЭУ во многом определяют функциональные возможности и технико-экономическую эффективность ракетно-космического комплекса в целом. Сроки разработки и отработки новых образцов ДУ и ЭУ весьма длительны – 5-7…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в “прокрустово ложе” международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Комплексы управления КА Европейского космического агентства

Европейское космическое агентство – ЕКА (ESA – European Spase Agency) создано в 1975 г. для содействия сотрудничеству европейских стран в области космических исследований, разработки космической техники и поиску ее прикладного использования. Первоначально в ЕКА вошли 11 стран (Франция,ФРГ, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Швейцария). Впоследствии в ЕКА вошли Норвегия, Австрия, Канада, Финляндия….

Многофункциональные конструкции

Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…

Состояние и перспективы развития комплексов и средств единого Государственного НАКУ КА

В составе единого Государственного НАКУ будут эксплуатироваться как современные средства, так и большое количество морально и физически устаревшей техники. На рис. представлены обобщенные показатели по выработке ресурса средств НАКУ МО, который является ядром единого Государственного НАКУ. Из рис. следует, что более 70 % средств НАКУ МО находятся за пределами гарантийного ресурса (имеют 2 или 3-ю…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru