Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Носители тяжелого класса

Носители тяжелого класса

Станция ВВС США, мыс КанавералНосителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab надобность в подобных носителях отпала.

В настоящее время в США используется РН тяжелого класса Titan-4 из семейства РН Titan, производимого фирмой Lockheed Martin. Первый пуск этой РН состоялся в 1989 г.

На РН Titan-4 используются мощные твердотопливные ускорители, состоящие из семи топливных секций. Кроме того, в составе РН Titan-4 предусматривается применение в качестве последних ступеней твердотопливного двухступенчатого разгонного блока IUS и кислородно-водородного блока Centaur (более мощная модификация).

Пуски РН Titan-4 осуществляются со станции ВВС, мыс Канаверал и с авиабазы ВВС Ванденберг. ПН представляет собой крупногабаритные КА военного назначения или КА ПАСА для исследования дальнего космоса. Планов использования РН Titan-4 в коммерческих целях нет.

Наиболее мощной модификацией РН со времен экспедиции на Луну (РН Saturn-5) является модификация РН Titan-4B, Семейство носителей Titanэксплуатируемая с 1997 г. Основным отличием этой модификации являются более мощные твердотопливные навесные ускорители фирмы Alliant Techsystems с новым топливом — полибутадиеном с конечной гидроксильной группой, снаряжаемым в корпуса из композиционного материала (графитопластика). Корпуса этих ускорителей изготавливаются путем намотки, тогда как корпуса ускорителей РН Titan-4 изготавливаются из стали D6AC.

Стоимость пуска каждой модификации РН Titan-4 оценивается в 350 млн дол. 12 октября 1998 г. Lockheed Martin Astronautics (LMA) получила от ВВС заказ стоимостью 1,327 млрд дол. на завершение производства 40 РН Titan-4 и обеспечение до 2002 г. запуска 39 из них. Начиная с 1989 г. уже запущено 25 ракет Titan-4, из них 22 — в модификации Titan-4A. Согласно новому контракту более мощная модификация Titan-4B, запускавшаяся уже три раза, будет использоваться еще в 14 пусках.

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН «Ангара» делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Проблемные вопросы, решаемые при создании космодромов. Тенденции развития космодромов

При создании космодромов приходится решать целый ряд проблему прежде всего это проблемы безопасности и экологии. Такие технологические объекты космодрома, как стартовые комплексы, заправочно-нейтрализационные станции, хранилища компонентов ракетных топлив, твердотопливных двигателей и пиросредств, являются источниками повышенной опасности. Кроме того, стартующая ракета космического назначения создает существенную угрозу по направлению ее полета для окружающей среды и людей. Компоненты…

Из истории международно-правового регулирования космической деятельности

С запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации искусственного спутника Земли началась эра практического исследования и освоения космического пространства — совершенно новой и чрезвычайно специфичной сферы человеческой деятельности. Даже будучи сугубо мирной, такая деятельность в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это обусловило возникновение и развитие…

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность — одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля — политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Многоразовые космические системы

Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!