Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Часть 1

 

1. Абстракционъзм (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формали­стическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказывают­ся от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой со­четание геометрических форм, цветовых пятен и линий.


2. Авангбрд (или авангардизм) (фр. avantgarde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бун­тарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художе­ственного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического ка­чества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.


3. Австралопитйк (лат. australis – южный + гр. pithekos – обезьяна) – ископаемая че­ловекообразная обезьяна, близкая к предковой форме человека; австралопитек жил в начале четвертичного периода; остатки австралопитека найдены в Южной, Восточной и Централь­ной Африке.


4. Авторитйт (нем. – власть, влияние) – термин обозначает влияние отдельных лич­ностей и организаций (государство, церковь, семья и др.) на жизненный выбор и способ ре­шения проблемы, основанный на доверии и уважении к ним членов общества.


5. Адаптбция (лат. adaptatia – приспособлять) – процесс приспособления отдельного человека или социальной группы к постоянно меняющимся условиям существования.


6. Аксиолугия (греч. axios ценный + … логия) – философско-культурологическое уче­ние об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.


7. Альма-матер (лат. alma mater – буквально кормящая мать) – субкультуре студен­тов старинное название университета, дающего духовную пищу.


8. Андегрбунд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – опре­деленный феномен в развитии искусства в условиях классового общества. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения неком­мерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для до­машнего просмотра; нелегальная политическая или культурная организация, движение, а также не одобряемое и преследуемое властями неортодоксальное, не ангажированное направ­ление в искусстве.


9. Анимъзм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из прими­тивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.


10. Антагонъзм (от гр. antagфnisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие в культуре антагонизм между носителями взаимоисключающих социальных программ поведе­ния, мировоззренческих установок (гуманизм и человеконенавистничество, национализм и интернационализм).


11. Антъчный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древ­них греков и римлян.


 12. Антропогенйз (от гр. antrфpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о проис­хождении человека.


13. Антропосфйра – понятие, которое фиксирует созданную людьми технику, до­машних животных, культурные растения и часть природы (космоса), с которой непосред­ственно взаимодействуют люди.


14. Артефбкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культуроло­гии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.


15. Археолугия (от гр. archaios – древний + … логия) – наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.


16. Архитектэра (лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осущест­влению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.


17. Аскетъзм (от гр. asketes упражняющийся, подвижник) – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия); в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип; 2) религиозное подвиж­ничество; 3) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.


18. Астролугия (греч. astron звезда + … логия) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими судьбами людей; возникло в сред­ние века и продолжает существовать и в наше время.


19. Ббухауз (Bauhaus) – высшая школа строительства и художественного конструиро­вания, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия), в 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, X. Мейер, Л Мис ван дер Роэ) разраба­тывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.


20. Бескультэрье – присутствие элементов дикости, варварства и отрицательных об­разцов вообще в современной культуре, отсталость культурного развития.


21. Бъблия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащее собственно христианское учение.


22. Буддъзм – одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возник­шая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.


23. Буржуазъя (фр. bourgeois – жители города) – 1) в Западной Европе в средние века – горожане, представители среднего сословия, в отличие от высших сословий феодального общества (дворянства и духовенства); 2) господствующий класс капиталистического общест­ва.


24. Вбрварство (греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIIIXIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, ци­вилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начи­нается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.


 25. Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе до­стижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.


26. Вйра – элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение че­ловека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной  (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); «слепой» – дове­рие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и «зрячей» – доверие осмыслению опы­та, научным доказательствам.


27. Вернисбж (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художе­ственной выставки (первоначально – покрытия картины лаком перед открытием выставки).


28. Вкус – понятие культурологии обозначающее способность человека проявлять из­бирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.


29. Возрождйниесм. статью «Ренессанс».


30. Вхутембс – Высшие художественно-технические мастерские, московское учебное заведение, основано в 1920 г. Имел художественные и производственные факультеты; гото­вил в основном художников-станковистов и архитекторов, создал основы подготовки ху­дожников-конструкторов. В 1926 г. преобразован во Вхутеин.


31. Гербльдика (от ср. – лат. heraldus – герольд) – гербоведение – составление, истолко­вание и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфические исторические источники.


32. Гутика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характе­ризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульп­турных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.


33. Грбфика (гр. graphike, от graphф – пишу, черчу, рисую) – 1) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок; 2) лингви­стическая часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.


34. Гуманъзм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIVXVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схо­ластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.


35. Декадйнтство (фр. decadence, от лат. decadentia – упадок) – иначе декаданс – общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX- начала XX в., отме­ченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.


36. Дйятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая приба­вочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.


37. Диалйктика (гр. dialektike (techne) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.


38. Дизбйн (от англ. design – проектировать, конструировать) – художественное кон­струирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов куль­туры.


39. Дъкость – название 1-го этапа человеческой истории, сменившегося варварством. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Перио­ду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит).


40. Диссидйнт (от лат. dissidens (dissidentis) – несогласный, противоречащий) – 1) че­ловек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий чело­век, не согласный с господствующей идеологией, с господствующим мировоззрением, с су­ществующим строем.


41. Духтермин для обозначения нематериального начала, отличающегося от матери­ального, природного. В культурологии понятие «дух» используется в широком и узком смыслах, как синонимы господствующей духовной культуры и ее ядра мировоззрения.


42. Душб (гр. psyche, лат. anima) – понятие выражающее исторически менявшиеся воз­зрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процес­су творческого преобразования природы и общества.


43. Жанр (от фр. genre – род, вид) – 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновид­ность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма; 2) то же, что жанровая живопись.


Мифологический жанр – разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрож­дения достиг расцвета.


44. Жъвопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство ху­дожественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологиче­скими функциями.


45. Закун культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) меж­ду явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необхо­димой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.


46. Идебл (фр. idйal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совер­шенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.


47. Идйя (от гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явле­ний объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя со­знание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Она может быть прогрессивной или реакционной. Овладевая сознанием масс, идеи становятся матери­альной силой. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.


48. Изобретйние – новое и обладающее существенными отличиями техническое ре­шение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется автор­ским свидетельством или патентом.


49. Икуна (от гр. eikфn – изображение, образ) – в православии и католицизме – изобра­жение Бога, святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения.


50. Импрессионъзм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окру­жающей Среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раз­дельными мазками «чистого цвета» (т. е. не применяли смешанных красок), точно воссоздали рефлексы двухцветные и цветные тени. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессио­нисты разрабатывали способы передачи впечатления как основного аспекта всякого пред­ставления, переживания и мысли.


51. Индивидуализбция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творче­ского потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.


52. Индивидубльность – отдельная личность как обладатель неповторимой сово­купности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении.


53. Индуъзм (санскр.) – религия, наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э.


54. Инженер (фр. ingйnieur) – специалист в какой-либо области техники с высшим тех­ническим образованием.


55. Интерйс (от лат. interest – иметь значение, важно) – понятие, относящееся к глу­бинной общественной причине действий человека, класса, общества. Интерес есть выражение взаимозависимости людей. Он так или иначе отражается в сознании в виде представлений о пользе, выгоде, корысти в материальном смысле слова.


56. Интеллигйнция (от лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разум­ный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимуще­ственно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.).


57. Иррационалъзм (от лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, от­рицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».


58. Искэсство – специфическая форма духовного освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Возникает в процессе труда. Основные особенности: 1) его способность объединять в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе; 2) отра­жение этой действительности в художественных образах. Исторически развивается как си­стема конкретных видов искусства (музыка, живопись, позже архитектура, кино и т. д.).


59. Ислбм (ар.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преда­нию, Аллах избрал своим «посланником» пророком. Вероучение ислама изложено в Коране; ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР; то же, что мусульманство.


60. Иудаъзм (соб.) – религия, распространенная преимущественно среди евреев; воз­никла в конце 2-го тысячелетия до н. э.; является монотеистической с культом бога Яхве; иудаизм – государственная религия Израиля.


61. Кальвинъзм – одно из протестантских вероучений, основателем которого был Ж. Кальвин (1509-1564 гг.); возникло в Швейцарии в XVI в. в ходе Реформации.


62. Канун (от гр. kanфn – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писа­ние; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) му­зыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).


63. Карнавбл (фр. carnaval, от ит. carnevale) – народный праздник под открытым не­бом, сопровождающийся уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и т. д.; первоначально карнавалы проводились в Италии.


64. Категурия (гр. kategoria) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, про­странство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).


65. Католицъзм (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных на­правлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в ре­зультате раскола христианских церквей в XI в.


66. Клбссика (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.


67. Классицъзм (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.


68. Компьютеризбция (англ. computer, от лат. computare – считать, вычислять) – ши­рокое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности (например, для проведения научных исследований, управления различными производственными процесса­ми, обучения, диагностирования).


69. Конструктивъзм (от лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практи­кой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение техни­ческой основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии и т. д.


70. Контйкст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысло­вом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. д.


71. Конформъзм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – приспособленче­ство, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т. п.; отсут­ствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, автори­тетам.


72. Конфуцибнство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаи­вающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального нера­венства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприно­шений.


73. Корбн (ар.) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.


74. Кремль – (до XIV в. детинец), центральная часть древнерусских городов, обнесен­ная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремли сохранились в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.


75. Культ (от лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой ре­лигии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и ве­рующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).


76. Культэра (лат. cultura) – 1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим опре­делением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствую­щий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологиче­ская и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.


«Культэра мбссовая» – (филос., социол.), обобщенная характеристика господ­ствующего в современном буржуазном обществе типа культуры, превращенной в индустри­ально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм изоб­ражения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни.


Культэра рыцарская (куртубзная) – в ее основе лежит представление о служе­нии прекрасной даме, которая занимала в жизни рыцаря ничуть не менее существенное мес­то, чем его покровитель – сюзерен. Именно прекрасной даме посвящали рыцари не только свои подвиги, но и свое художественное творчество.


77. Литогрбфия (от гр. lithos – камень + …графия) – 1) способ печатания, при кото­ром рисунок наносят на плоскую поверхность камня (известняка) жирным веществом, а про­бельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске; приме­няется для создания художественных эстампов; в других случаях заменяется офсетной пе­чатью; 2) оттиск с литографской печатной формы; 3) предприятие или цех, специализирую­щиеся на печатании литографским способом; 4) вид графического искусства.


78. Литургъя (гр. leiturgia) – 1) некоторые виды государственных повинностей; 2) христианское церковное богослужение (у православных – обедня, у католиков – месса).


79. Лъчность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.


80. Лубук – (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отли­чающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.


81. Лютербнство – одно из протестантских вероучений, основателем которого был М. Лютер (1483-1546 гг.); возникло в Германии в XVI в. в ходе Реформации; распространено в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, США.


82. Магия (лат. magia, от гр. mageia) – колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, бо­гов; магия является составной частью всех религиозных культов; белая магия – колдовство с помощью небесных сил; черная магия – колдовство с помощью адских сил, дьявола.


83. Марксъзм – философское и социально-политическое учение, основоположник ко­торого К. Маркс (1818-1883 гг.) в содружестве с Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.) разработал и применил диалектико-материалистический метод к познанию общественных явлений (исторический материализм), с позиций пролетариата подверг критике капиталистическое общество и обосновал необходимость его революционного преобразования через переходный период диктатуры пролетариата в коммунистическое бесклассовое общество. По Марк­су, коммунизм как общество свободных индивидуальностей является синонимом культуры, а предшествующий период – предысторией истинной человечности.


84. Матриархбт (лат. mater (matris) – мать + гр. arche – власть) – предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся матрилинейным родом, руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.


85. Мезолът (от гр. mesos – средний, промежуточный + гр. lithos – камень) – переход­ный период от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту), т. е. от 12 до 6 тысяч лет назад (в Европе – 10-7 тысяч лет назад, на ее севере – 6-5 тысяч лет назад, а на Ближнем Востоке – 12-9 тысяч лет назад).


86. Менестрйль (фр. mйnestrel) – 1) в средневековой Англии и Франции – певец, музы­кант, потешник и декламатор (обычно поэт) при дворе знатного феодала или странствую­щий; 2) в Англии и Франции XIVXVIII вв. – название музыканта профессионала.


87. Mйcca (фр. messe, от лат. missa) – 1) католическая обедня; 2) многоголосное цикли­ческое хоровое музыкальное произведение на текст литургии, а также концертное произведе­ние такого характера (выходящее за рамки культовой музыки).


88. Мйтод (гр. methodos) – образ мышления, способ преобразования мира, образ дей­ствия.


89. Мировоззрйние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство зна­ния, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, фило­софских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступ­ках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способ­ствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры.


90. Мистйрия (от гр. mysterion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых до­пускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.


91. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.


92. «Могэчая кэчка» – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 1850-х – начале 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – кри­тик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки», развивая традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского боролись за развитие национального стиля, народность в музыке. К сере­дине 70-х гг. «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать.


93. Модернъзм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и лите­ратуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматри­вает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевид­ное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся со­знанием.


94. Монумйнт (лат. monumentum, от monere – напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.


95. Мэза (гр. musa) – 1) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, по­кровительниц поэзии, искусств и наук: Урания – покровительница астрономии, Каллиопа -эпоса, Клио – истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – гимнов, пантомимы, Талия -комедии, Эрато – любовной поэзии, Терпсихора – танцев и хорового пения, Евтерпа – лири­ческой поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена; 2) источник поэти­ческого вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.


 96. Музйй (лат. museum, от гр. museion – храм муз) – научно-исследовательское или на­учно-просветительское учреждение, комплектующее, хранящее и выставляющее для обозре­ния (экспозиция, выставка) произведения искусства, предметы истории, науки, быта, про­мышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т. д., расположенные в определенной системе.


97. Мэзыка (гр. musike – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действи­тельность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведе­ний этого искусства.


98. Мышлйние – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения и преображения действительности, обеспечивающий обработку чувственных данных, открытие закономерных связей и свойств природных и общественных явлений, выражение их в систе­мах понятий, суждений, умозаключений, открытий, изобретений, инноваций и др. Мышление есть процесс продуктивного диалога человека с обществом и самим собой.


99. Натуралъзм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве послед­ней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма харак­терно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма на­турализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.


100. Наэка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность; 3) форма культуры: сфера взаимона­учения людей, онаучивания их сознания, превращения научных идей и методов в производи­тельные и потребительные силы общества, в составной элемент быта общественных индиви­дов.


101. Неандертбльцы (по названию долины Неандерталь в Германии – места первой находки ископаемых останков (1856 г.)) – ископаемый вид человека, занимавший в эволюции человечества промежуточное положение между питекантропом и современном человеком; жил в среднем и верхнем плейстоцене.


102. Неолът (от гр. neos – новый + гр. lithos – камень) – последняя эпоха каменного ве­ка (8-3 тысячелетия до н. э.); характеризуется оседлостью населения, появлением скотовод­ства и земледелия, изобретением керамики; каменные орудия хорошо отшлифованы; разно­образны и изделия из кости и дерева; появляются прядение и ткачество.


103. Неолитическая революция (греч.) – термин ввел в научный обиход английский археолог Г. Чайлд. Он обозначил им исторический период перехода в эпоху неолита от при­сваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. Неолитическая революция дала толчок для воз­никновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания.


104. Нирвбна (санскр.) – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, ко­нечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством; погрузиться в нирвану – отдаться состоянию полного покоя.

Часть 2

  105. Ноосфйра (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состоя­ние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятель­ности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе «Природа – Обще­ство – Человек». 106. Убраз – субъективная форма отражения материального…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru