Невероятно, но факт!
Главная / Преодоление инерции / Дело пошло! Дело — да.

Дело пошло! Дело — да.

А двойка? Двойка стоит. Стоит незыблемо. Как монолит. Как взметнувшийся над шахтерским поселком террикон. Что онаУрок ведет В. Ф. Шаталов отражает? Знания. Какие знания? Ученик вполне прилично разбирается в том, что было ему непостижимо трудно еще на прошлой неделе. Замедленную математическую реакцию парня? Но разве это наказуемо? И потом, много ли среди наших учеников искрометных математических дарований? Каждый из нас самих в известной степени изрядный тугодум.

Так за что же все-таки двойка?

Некоторым читателям может показаться, что вокруг этого вопроса не стоит ломать копья: каждая оценка отражает знания учащегося в данный момент времени и потому правомерность ее очевидна. Какая дремучая «педагогика»! Не существует таких оценок, которые бы просто отражали сиюминутные знания учеников.

Двойка, полученная даже на первых уроках учебной четверти, покроет своей зловещей тенью итоговую оценку за целый квартал. Четвертная же оценка станет одной из составляющих за весь учебный год. Это значит, что единственная двойка, выставленная в классный журнал, неотступно будет преследовать ученика на протяжении всего учебного года. Но это еще не самый тяжкий вариант. Ученик, о котором шла речь, нашел в себе силы встать и идти дальше. Это волевой, случайно попавший в беду человек.

А сколько рядом с ним таких, которые давно уже воспринимают каждую двойку как объективное отражение отсутствия у себя математических способностей! Но, как показала почти четвертьвековая экспериментальная практика работы на новой методической основе, математически бездарных учеников не существует в природе.

Существуют только математические буки: буки-логарифмы, буки-теоремы, буки-производные, буки-интегралы и еще великое множество придуманных нами самими бук. Этими буками стращали наших отцов, нас самих, и теперь мы в силу труднопреодолимой инерции мышления стращаем наших детей. Чему ж теперь удивляться, если вчерашнего восьмиклассника, а сегодняшнего студента техникума или учащегося профессионально-технического училища от одного только слова логарифм бросает в тихое уныние?

Вот она — неотвратимая в своей жестокости — расплата за «текущую» двойку. И это далеко еще не все издержки традиционной методики оценивания знаний учащихся. Раскроем наугад несколько сборников самостоятельных и контрольных работ по математике. Блошкин Б. Ф. Самостоятельные и контрольные работы по математике (М., «Просвещение», 1969). В работе № 20 все 4 упражнения связаны с тригонометрическими функциями. В 7 последующих работах до № 27 также нет ни одного упражнения, связанного с ранее изучавшимися разделами математики. Восемь самостоятельных и контрольных работ.

На два с лишним месяца учащихся механически изолируют от всего курса математики. Но может быть, это случайный недочет автора сборника? Гуль СМ., Краейдлин Е. Г., Саакян С. М. Дидактический материал по курсу 10 класса «Алгебра и элементарные функции» (М., «Просвещение», 1969). Та же картина. Билецкий А.Ф., Донченко Н.М. Письменные контрольные работы по алгебре и элементарным функциям (Киев, «Радянська школа», 1969). Снова одно и то же.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

В чем же дело?

С одной стороны, мы неустанно говорим и напоминаем о необходимости систематического и многопланового повторения, а с другой — уподобляемся тому самому вознице, который «все гонит вперед да вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу». Давайте отметим сразу: никакой вины авторов в циклическом расположении контрольных и самостоятельных…

Познать себя!

Проблема результативности учебного труда встала сейчас перед педагогической наукой так непреклонно и требовательно, как никогда не стояла ранее. Если 20—30 лет назад нам остро недоставало специалистов с высшим образованием, и мы, что греха таить, иногда закрывали глаза на некоторые проблемы как школьного, так и высшего образования, то сегодня картина резко изменилась: научно-исследовательские институты, юридические консультации,…

Теоретические взаимосвязи

Поднимая вопрос о качестве знаний учащихся, педагогическая наука начала все более и более проникать в святая святых всего процесса обучения — механизм становления творческой познавательной самостоятельности учащихся. Творческое отношение к учению прежде всего определяется высокой научной и общепедагогической подготовкой учителей. Однако высокая квалификация наставника сама по себе не станет источником творчества питомцев. Не менее важно…

Систематическая работа с опорными сигналами

Систематическая работа с опорными сигналами, как показали исследования, обеспечивает глубокие и прочные знания и творческое отношение к учебной работе. Ранее было показано, как в условиях работы по новой методике пробуждается у учащихся интерес к решению задач — практическому применению приобретенных знаний. Характер работы в новых условиях позволяет многократно повторять учебный материал уже в ходе его…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!