Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы / Принцип открытых перспектив

Принцип открытых перспектив

Педагогический десант«Нужно быть хорошим»,— говорят сегодня каждому ребенку в школе, в семье, на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров. На легко ли быть хорошим, если вокруг столько соблазнов?

Легко ли быть хорошим, если рядом есть и нехорошие, которые живут себе в свое удовольствие, нисколько от того не страдая? «Вот вырастешь…» — выкладываем мы самый страшный аргумент. Пустое. «Во-первых, до этого еще далеко, а во-вторых, я еще успею. Вот как возьмусь с нового учебного года!..» Откуда ему, двенадцатилетнему мудрецу, знать, что будущий учебный год начнется с такой же теплой осени, когда друзья с упоением будут гонять на задворках мяч, что на афишах кинотеатров будут еще более броские названия новых фильмов, что Центральное телевидение еще раз покажет «17 мгновений весны» или «Адъютанта его превосходительства», что… «Нужно учить уроки»,— менторским тоном повторяем мы изо дня в день.

«Оно-то нужно,— думает про себя объект нашего воспитания,— да что толку-то: вчера учил-учил, а сегодня ни по одному предмету не вызвали. Да и потом, разве все выучишь? Вон и по телевизору вчера говорили, что нужно пользоваться справочниками».

Если же ко всему этому присовокупить еще одну, чрезвычайно коварную сторону современной системы оценивания знаний — предвзятость, то станет еще более понятным, почему на чудо-взлеты давно уже потеряли надежды даже учителя. Логика совсем не сложная. Ученик, ранее учившийся только на три и два, вдруг отлично выучил урок. Один-единственный. На большее у него нет ни сил, ни возможностей. Поставит ли ему учитель пять? Попробуем разобраться в психологии учителя.

Отличная оценка в классном журнале у плохого ученика — это непреходящий повод для упреков со стороны администрации и классного руководителя на протяжении всего учебного года. Может ли быть уверенным учитель, что ученик и дальше будет так же старательно готовиться к урокам? Такой уверенности у учителя нет.

Значит, в каждом последующем срыве этого ученика будут обвинять уже учителя:
«Вы же сами поставили ему эту пятерку! Значит, он может учиться отлично!» Все это — что делать — заставляет срабатывать рефлекс самозащиты.

Не следует только думать, что учитель поступает против своих убеждений. Ни в коем случае. Он просто задаст этому ученику несколько дополнительных вопросов из ранее изученного материала и, ни в малой мере не нарушая инструктивных норм, поставит этому ученику или четверку, или тройку.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

О недопустимости шаблоннов

Первое, на что следует обратить внимание, — на асимметрию расположения блоков и нестандартность ограничивающих их контуров. Это не случайно. Во-первых, потому, что в распоряжении авторов листов с опорными сигналами никогда не будет большого количества симметрично-строгих фигур и ориентироваться на них нельзя: в океане листов по множеству учебных предметов авторы неизбежно будут приходить к шаблонам, работать…

Дано. Требуется доказать. Доказательство

Объяснение нового материала. У разных учителей и на разных уроках оно может протекать в самых неожиданных формах. Но едва ли возможно найти хотя бы одно, во время которого учитель бы не сделал ни одной записи на доске. Иногда этих записей больше, иногда — меньше. Но представим себе на секунду немыслимый вариант: одному из учащихся класса…

Беззвучные и однообразные

Ученик же приступает к чтению учебника не сразу, а только на пятом этапе работы. Назовем эти этапы: Объяснение нового материала учителем. Повторное изложение нового материала с применением опорных плакатов. Раскрашивание страницы с опорными сигналами по образцам, вывешенным на специальных стендах. Первичное запоминание опорных сигналов по тем же образцам во время перемен. (В большинстве случаев между…

Два дела одновременно продуктивно делать невозможно!

А в этом месте у некоторых читателей возникает желание предложить вести записи за учителем или лектором, как это делается сейчас и в школах, и в высших учебных заведениях, вместо того чтобы каждому слушателю вручать лист с опорными сигналами. Это предложение не имеет психологической основы: два дела одновременно делать невозможно, и доказать это совсем не трудно….

Мнемоника не цель, а средство

Некоторое представление о системе работы с опорными сигналами при подготовке к уроку можно получить, прочитав две небольшие брошюры, выпущенные недавно издательством «Радянська школа», в которых 25 из 123 страниц отведено дешифровке опорных сигналов. Остановимся на некоторых примерах из этих брошюр. При подготовке к 32-му уроку учитель среди множества других сигналов встретит совершенно необычные, не имеющие…

От творчества авторских коллективов к профессиональному мастерству педагогов

При составлении расписаний заместители директоров школ по учебной работе обычно испытывают большие затруднения. Причины эти общеизвестны. Остановим наше внимание на одной. Каждый учитель стремится к тому, чтобы при составлении поурочных планов перед каждым рабочим днем у него было меньше подготовок. Оно и понятно: провести один и тот же урок 3 раза значительно проще, чем 3…

Кварк

Герою одного из фантастических английских романов досаждали видения в форме странных птиц, преследовавших его криками: «Три кварка, три кварка для мистера Марка!» При этом смысл слова кварк был одинаково загадочен и для героя книги, и для читателей. В эти годы у физиков возникло предположение о существовании частиц, несущих на себе заряд в 1/3 заряда электрона….

Оценить по достоинству!

Не так давно, только для того, чтобы получить несколько педагогических советов, из Новосибирска в Донецк приехал отец ученика VII класса. Причин для такой поездки было более чем достаточно. Вот одна из историй, случившихся с его сыном Сергеем. По нескольким предметам мальчик давно уже и безнадежно отставал, но зато очень любил биологию. Много читал специальной литературы,…

Конспекты-схемы — естественный прием умственной работы

Следует отметить, что даже учащиеся младших классов после 2—3 месяцев обучения в новых методических условиях начинают активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, когда им необходимо готовиться к выступлениям в классе или в предметных кружках. Это можно наблюдать и во время уроков открытых мыслей, когда каждому ученику предоставляется…

Объективно!

Если же учесть, что любую нежелательную для него оценку ученик имеет право исправить в любой день, то психологическая сила этого фактора становится неотразимой. Для того же, чтобы получить отличную оценку за письменную работу, ученику вполне достаточно отрепетировать ее дома столько раз, сколько он сам того пожелает. Не перегружая! На первых порах это для некоторых учащихся…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru