Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы / Размах исследовательской работы

Размах исследовательской работы

Справка-автоматРазличного рода опорные сигналы, графические образы и схематические конструкции при изложении учебного материала с успехом применяются сейчас во всех учебных заведениях — от начальных школ до вузов.

Эта работа пока носит полустихийный характер, что приводит, естественно, к трудностям и издержкам. Известно, что «если предложить группе преподавателей философии составить графическую схему по той или иной теме учебного курса, то у каждого будет свой графический почерк, своя графическая модель, хотя тема изображения будет одной и той же и потому лучшие схемы и по философии, и по физике, и по астрономии еще предстоит создать.

За последние 4 года экспериментальной работы были созданы системы опорных сигналов по всем предметам школьного курса — от математики до иностранного языка и литературы. Подготовка, рецензирование и публикация этих материалов проводились и ведутся под руководством Донецкой лаборатории методов обучения НИИ педагогики УССР.

Весьма любопытную работу в этом же направлении с 1971 года проводит московская учительница начальных классов С. Н. Лысенкова, под руководством которой с 1977 года в одной только Донецкой области работают более 100 учителей начальных классов. Опыт работы этих учителей обобщен в брошюре, изданной Донецким институтом усовершенствования учителей.

Не менее успешно ведется работа с опорными сигналами в высших учебных заведениях г. Донецка, где уже переведены на эту методику многие предметы, среди которых «Электрические машины», «Специальная статистика», «Железобетонные конструкции», «Теплотехника», «Органическая химия» и многие другие. В 1968 году в Венгрии были выпущены учебники физики, в которых после каждого раздела давался небольшой конспект изложенного в нем материала.

Цель подобных мини-конспектов — обобщить средствами графического моделирования основные мысли и логические связи учебного материала. К необходимости применения таких схем и в Венгрии, и в нашей стране педагоги пришли самостоятельно, а это одно из доказательств целесообразности возникшей идеи.

С 1971 года в некоторых учебниках Франции в конце каждого раздела дается «вид доски», который должен воссоздать учитель при объяснении нового материала, используя поясняющие схемы, чертежи и записи. Отметим, что от такой формы рассказа, при которой все сопутствующие ему записи выполняются на доске в окончательном виде и цвете, мы отказались в ходе экспериментальных исследований еще в 1970 году. Причина — непродуктивные потери рабочего времени.

На этом отрезке урока они исчисляются всего несколькими минутами (2—4). Но кто из учителей не знает, что такое 3 минуты при изложении нового материала.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

О недопустимости шаблоннов

Первое, на что следует обратить внимание, — на асимметрию расположения блоков и нестандартность ограничивающих их контуров. Это не случайно. Во-первых, потому, что в распоряжении авторов листов с опорными сигналами никогда не будет большого количества симметрично-строгих фигур и ориентироваться на них нельзя: в океане листов по множеству учебных предметов авторы неизбежно будут приходить к шаблонам, работать…

Два дела одновременно продуктивно делать невозможно!

А в этом месте у некоторых читателей возникает желание предложить вести записи за учителем или лектором, как это делается сейчас и в школах, и в высших учебных заведениях, вместо того чтобы каждому слушателю вручать лист с опорными сигналами. Это предложение не имеет психологической основы: два дела одновременно делать невозможно, и доказать это совсем не трудно….

Беззвучные и однообразные

Ученик же приступает к чтению учебника не сразу, а только на пятом этапе работы. Назовем эти этапы: Объяснение нового материала учителем. Повторное изложение нового материала с применением опорных плакатов. Раскрашивание страницы с опорными сигналами по образцам, вывешенным на специальных стендах. Первичное запоминание опорных сигналов по тем же образцам во время перемен. (В большинстве случаев между…

От творчества авторских коллективов к профессиональному мастерству педагогов

При составлении расписаний заместители директоров школ по учебной работе обычно испытывают большие затруднения. Причины эти общеизвестны. Остановим наше внимание на одной. Каждый учитель стремится к тому, чтобы при составлении поурочных планов перед каждым рабочим днем у него было меньше подготовок. Оно и понятно: провести один и тот же урок 3 раза значительно проще, чем 3…

Мнемоника не цель, а средство

Некоторое представление о системе работы с опорными сигналами при подготовке к уроку можно получить, прочитав две небольшие брошюры, выпущенные недавно издательством «Радянська школа», в которых 25 из 123 страниц отведено дешифровке опорных сигналов. Остановимся на некоторых примерах из этих брошюр. При подготовке к 32-му уроку учитель среди множества других сигналов встретит совершенно необычные, не имеющие…

Принцип открытых перспектив

«Нужно быть хорошим»,— говорят сегодня каждому ребенку в школе, в семье, на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров. На легко ли быть хорошим, если вокруг столько соблазнов? Легко ли быть хорошим, если рядом есть и нехорошие, которые живут себе в свое удовольствие, нисколько от того не страдая? «Вот вырастешь…» — выкладываем мы самый страшный…

Кварк

Герою одного из фантастических английских романов досаждали видения в форме странных птиц, преследовавших его криками: «Три кварка, три кварка для мистера Марка!» При этом смысл слова кварк был одинаково загадочен и для героя книги, и для читателей. В эти годы у физиков возникло предположение о существовании частиц, несущих на себе заряд в 1/3 заряда электрона….

Оценить по достоинству!

Не так давно, только для того, чтобы получить несколько педагогических советов, из Новосибирска в Донецк приехал отец ученика VII класса. Причин для такой поездки было более чем достаточно. Вот одна из историй, случившихся с его сыном Сергеем. По нескольким предметам мальчик давно уже и безнадежно отставал, но зато очень любил биологию. Много читал специальной литературы,…

Конспекты-схемы — естественный прием умственной работы

Следует отметить, что даже учащиеся младших классов после 2—3 месяцев обучения в новых методических условиях начинают активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, когда им необходимо готовиться к выступлениям в классе или в предметных кружках. Это можно наблюдать и во время уроков открытых мыслей, когда каждому ученику предоставляется…

Объективно!

Если же учесть, что любую нежелательную для него оценку ученик имеет право исправить в любой день, то психологическая сила этого фактора становится неотразимой. Для того же, чтобы получить отличную оценку за письменную работу, ученику вполне достаточно отрепетировать ее дома столько раз, сколько он сам того пожелает. Не перегружая! На первых порах это для некоторых учащихся…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru