Невероятно, но факт!

Демосфены…

Тут уж никак не предложишь:

— А приезжайте-ка вы к нам год назад.

Подведем итоги, переберем по памяти ключевые положения первого раздела и выпишем их в форме последовательного перечня. Конспективно.

  1. Я. А. Коменский: урок.
  2. 100 лет: 80 минут — 30 минут — 45 минут.
  3. История — математика…
  4. Инструктивное время — 15 минут.
  5. Проблема 1: доказательность в педагогике.
  6. Проблема 2: дозировка времени урока.

Содержание урока. Педагогическое мастерство. Медицина.

Липецк

  • 23. XI 1.77 г.
  • 100 000 человек.
  • минуты??
  • [(6—1)-15—25+25+15] : 40=2.
  • Проблема 3: Творчество учителя.
  • Товарищи!
  • Магнитофонный опрос. Тихий опрос.
  • Блоковое восприятие.
  • IV класс — 20 опорных листов. V класс — 12 листов.
  • Контроль? Нет!!!
  • 2 магнитофона.
  • Донецк — Харьков — Томск — Краснодар — Тамбов — Одесса…
  • Доступно, наглядно, посильно.
  • От простого — к сложному.
  • Восхождение по спирали: 9—16—18=24—28.
  • Боязнь…
  • Непослушание, бравада, дерзость!
  • «Вызывали?»
  • «Пи-мезон».
  • Родители на уроке.
  • Принцип гласности.
  • Адаптация — 1 год.
  • Потери рабочего времени.
  • Домашние магнитофоны
  • Опорные плакаты — психологическая раскрепощенность.
  • Восьмиклассники математику за 1 год.
  • «Бесконечные прогрессии».
  • Демарш?
  • «Раньше — для вас…»
  • Утомляемость.
  • 40 учеников — 40 индивидуальных планов.
  • Внутренняя речь.
  • Словарный объем урока. Магнитофон?
  • Границы возможностей: 220—250—180за минуту; 2500 (на уроке).
  • Увеличение словарного объема урока.
  • Увеличение скорости речи учителя: 1,2—1,5.
  • Две причины.
  • Демосфены.
  • Приезжайте год назад.

Итак, 39 пунктов. Чего? Конспекта? Плана? Тезисов?

Видимо, спорить нет смысла: здесь в равной мере присутствуют все виды письменной компоновки теоретического материала, и если бы речь шла о подготовке доклада или сообщения только по этому разделу, то при некотором напряжении мысли и значительных затратах рабочего времени вполне возможно было бы запомнить эти 45 пунктов и довольно последовательно изложить содержание всего раздела.

Но в том-то и вся особенность учебной работы в каком бы там ни было учебном заведении, что такая методика обработки учебных доз никак не может быть признана приемлемой по двум причинам.

Первая — большие затраты рабочего времени учащихся. Вторая — визуальное однообразие текстового материала. Это требует пояснения. При переходе в новый методический режим учащимся потребуется ежедневно готовиться к ответам по 3—4 листам опорных сигналов.

Если все они будут выполнены в форме тезисов или планов, го это само по себе уже и монотонно, и уныло, и обременительно.

А каково же будет учащимся при повторении учебного материала, при подготовке к зачетам и экзаменам? Тем более к выпускным или государственным! И выход был найден.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Опорные сигналы в первом приближении

Хотя он выполнен в форме одноцветной схемы, но в тех деталях, о которых пойдет речь, разобраться совсем нетрудно. Число 40 в левом нижнем углу листа — порядковый номер урока. Рядом с ним — домашнее задание: § 44 и 45. Это значит, что ребятам не нужно записывать домашнее задание в дневники, не нужно тратить на это…

Ответ по готовому листу

Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов — обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся. Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем…

Не 4, а 12!

А сейчас снова вернемся к первым 12 минутам того же урока. Если вы помните, учитель вызвал к столу не одного, а двух учеников. Один из них включил магнитофон. А второй? Второй подошел к учителю и по такому же листку с опорными сигналами начал рассказ первого абзаца, но так, чтобы слышать его мог только учитель. Это…

Более 45 минут!

В результате только на уроках математики каждый ученик получает еженедельно 3 оценки за письменные работы, 1—2 за устные ответы и непрерывно принимает участие в анализе различного рода упражнений. Вся эта работа проводится не в плане усиления контроля, а в плане повышения трудовой сознательности ребят. Разве учитель или инженер приходят на работу каждый день по той…

Де-мо-сфе-ны!

…Урок географии в VI классе (восьмилетней школы № 28 г. Донецка). Учитель — отличник народного образования УССР М. С. Винокур. На уроке присутствует группа преподавателей ленинградских техникумов. — Странно,— говорят они после урока,— ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов… Урок математики в IV классе средней школы № 105 г….

Эксперимент

«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…

Восхождение по спирали, или зона переноса

Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…

Без страха и упрека

В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все…

Изобретательные «пи-мезоны»

Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!