Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Направления поиска / В творчестве учителя — истоки творчества его учеников

В творчестве учителя — истоки творчества его учеников

Опорные конспекты по истории и географииВ последние годы много говорят и пишут о необходимости создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся. Но где, когда и кто научно обосновал те условия, в которых бы развивалось и утверждалось в широкой практической деятельности творческое мышление учителей?

Во всех, абсолютно во всех постановлениях партии и правительства о школе в тех или иных формах ставится задача всемерной поддержки поисковой деятельности учителей. Значит, эта область педагогики должна быть ведущей в научных изысканиях. На деле все это далеко не так.

В тематике диссертаций вопросы развития творческой деятельности учителей практически отсутствуют, и причина прежде всего в том, что из общего круга педагогических задач трудно вычленить те, которые могут и должны быть решены усилиями многомиллионной армии учителей. На наш взгляд, чтобы активно вовлекать учителей-практиков в творческую исследовательскую работу, надо четко сформулировать исходные данные каждой из основных задач и определить условия, в которых должно быть найдено ее решение.

Представим себе, если бы во всех областных институтах усовершенствования учителей, в городских методкабинетах, в кабинетах кафедр педагогики университетов и педагогических институтов, в учительских и домах учителя на видных местах были вывешены плакаты:

Товарищи учителя!

Среднее время активной устной речи каждого ученика в течение 6 уроков — 2 минуты. Найти доказательный путь к увеличению его — это значит решить одну из важнейших проблем в педагогической науке. Какой же научной оценки будет достоин тот педагог, который подарит каждому ученику хотя бы еще 1 минуту активного речевого общения на уроках в течение одного учебного дня?! Ведь в пересчете на весь срок обучения в школе это составит более 30 часов приобщения к искусству разговорной речи, к искусству полемики, к ораторскому искусству.

И самое главное, это 30 часов, в течение которых школьник будет учиться толково, четко и аргументированно излагать свои мысли. И это каждому школьнику — на все времена!

Письменный и магнитофонный опросы

А теперь войдем в один из седьмых классов, где ребята на новой методической основе изучают курс истории СССР. Первые минуты урока. В классе абсолютная тишина. Весь класс, склонившись над тетрадями, неторопливо воспроизводит по памяти на чистых тетрадных листах опорные сигналы прошлого урока. Так продолжается 11—12 минут. А что же учитель?

Вот он движением руки приглашает к столу 2 учеников. Один из них садится за небольшой столик в переднем углу класса и, нажав на кнопку «запись», начинает чуть слышно наговаривать на магнитную ленту часть материала прошлого урока. Это никому не мешает, да никто из ребят и не реагирует на его рассказ, так как каждый занят своим делом. Границы ответа строго очерчены, и потому ученик хорошо знает, о чем ему нужно вести речь. Чтобы понять это, рассмотрим один из листов с опорными сигналами по истории для VII класса.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все…

Де-мо-сфе-ны!

…Урок географии в VI классе (восьмилетней школы № 28 г. Донецка). Учитель — отличник народного образования УССР М. С. Винокур. На уроке присутствует группа преподавателей ленинградских техникумов. — Странно,— говорят они после урока,— ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов… Урок математики в IV классе средней школы № 105 г….

Скорость — да. А уровень восприятия?

Скорость речи учителя при работе в новых условиях возрастает в 1,2—1,5 раза. Возрастание скорости речи учителей и учащихся никоим образом не отражается на качестве восприятия учебного материала. Тому способствуют две причины. Значительная экономия времени, получаемая в результате увеличения скорости речи, позволяет проводить двукратное, а иной раз и многократное изложение нового материала. В Мичиганском университете провели…

Творчество учащихся

Творчество учащихся — это всегда отзвук творчества самого учителя. Каждая страница брошюры раскрывает многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов 6—8 учащихся с приспособлениями для удобства ведения урока (возвышение перед доской, «крылья» на доске и др.), справка-автомат в классе для учащихся, открытые стенды успеваемости на стенах, прием «релейные задачи» в ходе обучения, «педагогический десант»…

Эксперимент

«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…

Демосфены…

Тут уж никак не предложишь: — А приезжайте-ка вы к нам год назад. Подведем итоги, переберем по памяти ключевые положения первого раздела и выпишем их в форме последовательного перечня. Конспективно. Я. А. Коменский: урок. 100 лет: 80 минут — 30 минут — 45 минут. История — математика… Инструктивное время — 15 минут. Проблема 1: доказательность…

Урок

Урок — основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей — необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 до 30 минут! Сегодня, а…

Восхождение по спирали, или зона переноса

Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…

Учим ли мы детей говорить?

Более 20 лет назад строгими инструкциями опрос учащихся на уроке был ограничен 15 минутами. При этом в основе рассуждений тех, кто разрабатывал эти рекомендации, лежали вполне гуманные цели — разгрузить учащихся от непомерной работы дома. Прошло немного времени, и липецкие учителя со всей очевидностью доказали несостоятельность таких рекомендаций: дозировка времени уроков не может ограничиваться никакими…

Без страха и упрека

В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru