Невероятно, но факт!
Главная / Экраны успеваемости / Изучение астрономии на летних каникулах

Изучение астрономии на летних каникулах

Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь учебный год.

Учителю же, работающему в таком классе, станет значительно легче, а в последующие годы основная масса ребят станет изучать астрономию летом.

Немногих же оставшихся можно будет объединить в одну группу и тем самым возместить материальные затраты, связанные с работой педагогов и воспитателей в летний период. Не следует только воспринимать все сказанное в категорической форме — время внесет в эту работу свои коррективы.

А теперь, чтобы провести ряд более общих исследований, возвратимся снова на уроки математики в четвертые классы. Календарным планом по новой методике предусмотрено на изучение теоретического курса математики в этом классе 24 урока.

На первом из них проводится повторение всего, что было изучено за первые 3 года в форме работы по листам взаимоконтроля.

Практика показывает, что этого вполне достаточно еще на 20 уроках ведется работа по листам с опорными сигналами, и 3 урока выделяются для работы по листам взаимоконтроля.

Одним из принципов современной педагогики является принцип ведущей роли теоретических знаний. Не вдаваясь в детальный анализ существа этого принципа и границ его возможностей (будучи неограниченным и абсолютным, он стал бы уже не принципом, а законом), отметим главное: в подавляющем большинстве дидактических связей ведущая роль теоретических знаний несомненна.

Вместе с тем руководствоваться этим принципом вовсе не значит стремиться к сверхмерной концентрации теоретического материала. Такой путь чреват опасностью возникновения невосполнимых разрывов между теорией и закрепляющей ее практикой. Это хрестоматийно.

Менее очевидна другая крайность
— неуемное стремление к сиюминутному практицизму без должной отработки теоретических основ. В свете этого оговоримся сразу: календарное планирование материала в IV классе, о котором сейчас будет идти речь, на протяжении нескольких лет приводило учащихся в значительно более короткие сроки к глубоким, осмысленным знаниям и высокому уровню практических умений и навыков.

Однако же утверждать сегодня оптимальность такого планирования было бы неосторожно. Коррективы дальнейших исследований могут быть весьма и весьма значительными. Как уже было сказано, в курсе математики IV класса — 20 листов с опорными сигналами, но изучение теории не заканчивается через 20 уроков. После каждого урока с изложением нового материала следует урок решения задач, и регламент времени двух последовательных уроков выглядит следующим образом.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

По новым календарным срокам

Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….

Урок

Первый урок Письменные ответы учащихся — 12 минут. Устные ответы — 15 минут. Решение задач — 18 минут. Второй урок Решение задач — 27 минут. Объяснение нового материала — 15 минут. Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но…

Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала

Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам…

Уроки решения задач в первые 2 месяца

Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…

Смещение центра тяжести в сторону практических навыков

Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и…

Экспериментальные исследования прошлых лет

Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее. Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим…

www.бетонвмоскве.рф столешница из бетона купить в Москве в розницу цена
Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!