Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Куда и как исчезли тройки!

Куда и как исчезли тройки!


Направления поиска

В настоящее время известно много достижений передового педагогического опыта, направленного на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и вместе с тем вызывающего интенсивное развитие всей психолого-педагогической науки.

Но даже в этой атмосфере широкого, плодотворного и напряженного поиска советских учителей заметно выделяется имя донецкого учителя Виктора Федоровича Шаталова, гражданское и профессиональное мужество которого состоит в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов современного образования.

К этим вопросам относится ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности и т. д.

Впечатляющим является стремление и возможность советского учителя не экспериментировать с отдельными частными методическими приемами, а демонстрировать успехи в построении целой и достаточно стройной их последовательности, определенной методической системы, практическая реализация которой подводит автора к обсуждению общедидактических принципов, их сегодняшнего звучания (например, соотношения принципа посильности и доступности с принципом работы на высоком уровне трудности и т. д.).

Опыт В. Ф. Шаталова является в этом смысле свидетельством постоянного взаимообогащающего влияния передового практического опыта и теоретической мысли, характерного для советской психолого-педагогической науки. Проанализируем наиболее важные теоретические положения предлагаемой читателю брошюры В. Ф. Шаталова.

Главной заслугой В. Ф. Шаталова является, на наш взгляд, то, что он нащупал один из эффективных путей управления учебной деятельностью самих школьников. Не секрет, что, несмотря на внимание к познавательной деятельности школьников, отраженное в формуле «метод обучения есть единство деятельности учителя и деятельности учащегося», реальная учебная активность на уроке в школе оставляет желать лучшего (2 минуты «говорения» каждого ученика в течение всех уроков одного учебного дня, по подсчетам автора брошюры).

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Обоснование термина

Прежде чем приступить к описанию структуры следующего урока, поясним сам смысл слова взаимоконтроль. Суть его в том, что при подготовке к ответам учащиеся многократно контролируют друг друга, а вся работа над вопросами листа проходит в обстановке активной товарищеской взаимопомощи. В некотором роде такая же работа наблюдается и при подготовке к письменным ответам, но в данном…

Произошла ошибка

Произошла ошибка — велика ли сложность написать еще раз страничку с опорными сигналами или ответить на 5—10 вопросов по листу взаимоконтроля? Не станем акцентировать наше внимание на отличных оценках. Они, как почетные звания, как производственные награды — перед всем коллективом на протяжении целого учебного года. О какой мимолетности или скоротечности теперь можно вести речь? Они…

Второй урок

Но вот ребята уже на местах. Перед каждым небольшой листок бумаги с его фамилией и именем. Рядом — ручка. У передней кромки столика — флажок. Начинается опрос. Учитель называет фамилию одного из учеников и предлагает ему ответить на первый вопрос. Этот ответ сопряжен с записями на доске, и поэтому ученик выходит из-за своего столика и…

Недостаток времени при изучении астрономии

Недостаток времени при изучении астрономии отражается и на глубине опроса учащихся, и на накопляемости оценок, и на практических навыках. И это не может быть иначе: в I четверти — 9 уроков астрономии, во II — 7 уроков и т. д. О какой глубине контролирующего опроса можно вести речь, если при наличии в классе 40 учеников…

Последовательность опроса ребятам известна

Это, во-первых, избавит от ненужных волнений. Во-вторых, сделает ответ значительно более последовательным и ровным, а в-третьих, сэкономит драгоценные секунды урока. Вот уж сколько лет об этом настоятельно говорится на всех семинарах начинающим экспериментаторам, ко еще не нашлось среди них такого, который бы принял это утверждение, добытое многолетней практикой, как руководство к действию. Каждый обязательно пробует…

Попытки словчить, списать, уклониться от ответов

Попытки словчить, списать, уклониться от ответов не прекращались в течение всей I четверти. Ведомости открытого учета знаний двух классов зияли глазницами пустых клеточек как неразгаданные кроссворды. И только в третьем — самом плохом из всех — сплошные пятерки. Этот класс работал в условиях новой методики уже третий год. Каким же дивом были строчки пятерок рядом…

А если?.. А если?.. А если?..

После каждого ответа учитель объявляет оценку ученику, и тот выставляет ее в лежащий перед ним листочек. В этом месте можно предвидеть вопрос: «А не содержится ли в этом элементе скрытый путь к нечестности? И если «да», то как ее предупредить?» Прежде всего — нет. Нет — по многим соображениям. Первое: учитель ведет опрос, перемещаясь по…

По новым календарным срокам

Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….

Формула контроля

Формула ответов по листам взаимопредельно строга: если строгости ученик не может ответить на один из предложенных ему вопросов, то выше тройки, если даже он хорошо ответит на все остальные вопросы, ему выставлено быть не может. Если же такое случается дважды, то с его парты снимается флажок и дальнейший его опрос прекращается. Он как бы выбывает…

Изучение астрономии на летних каникулах

Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru