Невероятно, но факт!
Главная / Экраны успеваемости / Смещение центра тяжести в сторону практических навыков

Смещение центра тяжести в сторону практических навыков

Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам.

  1. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и примеров. Первая задача решается в период с сентября по февраль, вторая — за 3 последних месяца учебного года.
  2. Отсутствие новых листов с опорными сигналами во второй половине III и на всем протяжении IV четверти позволяет учащимся без большого труда исправить неудачные оценки, полученные в начале учебного года. Этим объясняется значительный рост успеваемости в III и IV учебных четвертях.

Изучение программ двух классов в течение одного учебного года ни в коем случае не является самоцелью. Пройдет всего несколько лет, и такое планирование учебного материала станет обычным, как стало обычным изучение программы начальных классов не за 4, а только за 3 учебных года. Резервы возможностей школьников начальных и средних классов пока еще только раскрываются.

Не случайно поэтому вот уже 5 лет ведется активная работа по внедрению новых форм учебно-воспитательной работы при изучении географии, физики и других учебных предметов. Уже нет сомнений, что при изучении курса географии V класса образуется резерв времени в 20 уроков, а это позволяет изучать в V классе первый раздел географии материков — «Африка».

Аналогичная экономия учебного времени — 10 — 20 уроков на каждый учебный год — происходит при изучении всех остальных учебных предметов. В итоге — начиная с VI класса и до конца X класса можно будет вести работу в школе в условиях пятидневной рабочей недели с одновременным увеличением числа уроков физвоспитания с 2 до 4 часов в неделю. В 1976/77 учебном году в VII классе средней школы № 13 г. Донецка па новую методическую основу было переведено преподавание 6 учебных предметов: алгебры, геометрии, физики, химии, истории и географии. Образовавшийся резерв времени позволил перевести учащихся этого класса на пятидневную учебную неделю в IV четверти учебного года.

Вторым выходным днем на протяжении 2 месяцев у ребят был четверг. С гигиенической точки зрения это наиболее удобный для разрядки день. У тех, кто не работал в новых методических условиях, возникает естественный вопрос: какая необходимость резервировать учебные часы в V классе, с тем чтобы использовать их для создания резервного дня в VI классе? Все дело в психологии детского труда.

В 11 лет школьники воспринимают второй выходной день как возможность для праздного времяпрепровождения, а это никак не входит в цели и задачи новой методики, которая предусматривает второй выходной день для чтения художественной литературы, для учебных занятий по интересу, для активных занятий в спортивных секциях. К такому пониманию второго выходного дня ребята (а в значительной степени и их родители) приходят только спустя 2 года.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

По новым календарным срокам

Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….

Изучение астрономии на летних каникулах

Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…

Урок

Первый урок Письменные ответы учащихся — 12 минут. Устные ответы — 15 минут. Решение задач — 18 минут. Второй урок Решение задач — 27 минут. Объяснение нового материала — 15 минут. Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но…

Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала

Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам…

Уроки решения задач в первые 2 месяца

Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…

Экспериментальные исследования прошлых лет

Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее. Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!