Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала
Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам с опорными сигналами требуется не более 20 минут, а это вдвое меньше рабочего времени, выделенного для самостоятельной работы при подготовке к одному уроку санитарно-гигиеническими нормами.
С точки зрения психологов, работа над задачным материалом в условиях психологического раскрепощения от угнетающих обязанностей и жесткого дефицита времени сродни мыслительным операциям при разгадывании всевозможных шарад, головоломок, лабиринтов, при решении шашечных задач и анализе шахматных композиций.
Все эти виды упражнений в достаточной степени развлекательны, но разве существует четко обоснованная граница между ними и программными задачами по математике и физике? Все дело только в том, чтобы серьезную учебную работу по мере нарастания сложности теоретического материала самой структурой учебного процесса поддерживать на самом высоком научном уровне.
Это как раз и достигается чередованием уроков решения задач с уроками работы над теоретическим материалом. В IV классе 6 уроков математики в каждой рабочей неделе. К трем из них ребята готовят только теорию, к трем — только упражнения. Таким образом, консультанты-старшеклассники занимаются проверкой упражнений только 3 раза в неделю. При такой цикличности подготовка к письменным опросам не ведется ежедневно ко всем урокам. В IV— V классах на каждые 5 уроков удобно планировать 2—3 теоретические подготовки, в VI—VIII на каждые 6 уроков — не более 4.
Во втором полугодии эти нормы снижаются на 1—2 урока (о причинах — позже).
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее. Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим…
Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….
Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…
Первый урок Письменные ответы учащихся — 12 минут. Устные ответы — 15 минут. Решение задач — 18 минут. Второй урок Решение задач — 27 минут. Объяснение нового материала — 15 минут. Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но…
Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…
Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и…