Невероятно, но факт!






купонлар.ру

От репродуктивности к творчеству

Если у вас нет пока ответа ни на один из 10 вопросов, то вы читаете эту брошюру слишком торопливо, ответ на четвертый вопрос был дан раньше. В шестом вопросе все просто: начинать нужно с одного упражнения, а затем идти по нарастающей — до 5—6 упражнений значительной сложности. В ответе на этот вопрос прозвучал одновременно и ответ на вопрос второй категории сложности — о мере репродуктивного и творческого в таком виде деятельности учащихся.

Если сначала могло показаться, что на первом плане стоит репродукция, то при записи пяти примеров, взятых из группы Б «Сборника по математике для конкурсных экзаменов во втузы» под общей редакцией М. И. Сканави, каждому уважающему себя математику станет понятной превалирующая роль творчества.

Пусть в изначальном его состоянии, пусть косолапо ковыляющего на коротких помочах, но — творчества. Если же учесть, что по мере развития навыков и умений решение упражнений на доске становится все более контурным, целеуказывающим, без мелкой детализации и выполнения тривиальных операций, то станет понятным, что творческое начало этого методического приема от урока к уроку набирает все большую силу и неизбежно выводит всех, без исключения, учащихся на путь самостоятельных исканий.

Пытливый читатель в этом последнем предложении найдет четкий ответ и на пятый вопрос. В практической же его части ответ на него выглядит так.

Обычно на уроке в современных старших классах в течение 45 минут учитель может решить с ребятами 3, редко 4, примера значительной сложности. Без записи же в тетради удается решить не менее 5 упражнений, затратив для этого только 30 минут. Оставшиеся 15 минут выделяются для записи упражнений в тетради.

Вот оно — отношение 3:1. Осталось еще 6 вопросов — 1, 2, 3, 8, 9, 10. Ответы на восьмой и девятый содержатся в новом методическом положении: за решение упражнений в классе оценки учащимся не выставляются. На сколько вопросов нужно теперь дать ответы? Вот что такое педагогика. Заметим сразу, что ответы на первые 2 вопроса значительно более объемны, чем на 8 остальных.

В них сосредоточена вся психология ученического труда в новых методических условиях. Проведем обобщения. При решении примеров в традиционных условиях логика ученика предельно проста. Она мало чем отличается в значительном числе случаев от логики Фамусова, если в его крылатом выражении заменить всего одно слово: «Обычай мой такой: написано— так с плеч долой». Иное дело, когда ученик нацелен на самостоятельную работу по воспроизведению решения упражнений. Мотивационная сторона процесса решения — и это чрезвычайно важно с точки зрения воспитания человека — не в получении оценки, а в радости познания, в счастье самоутверждения. На этом пути развития необходимо устранить все возможные препятствия, случайности и раздражающие факторы. Вот, например, один из таких факторов.


«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Быстротечные минуты урока…

Материал на уроке подается достаточно большими блоками, иногда по 3—4 параграфа. Учитель четко, в быстром темпе ведет объяснение. Потом для закрепления он повторяет рассказ по опорным конспектам, которые выдаются каждому ученику. Дома ученики работают с учебником и конспектом. На следующем уроке они воспроизводят конспекты по памяти и сдают их учителю. Одновременно идет магнитофонный и тихий…

Приглашение к эксперименту

Предположим, что учащиеся двух классов — обычного и экспериментального закончили изучение раздела «Архимедова сила. Плавание тел». Если теперь, спустя 3—4 урока, провести в этих классах одну и ту же контрольную работу по этому разделу, то учащиеся обычного класса напишут ее значительно лучше, чем учащиеся, обучающиеся по новой методике. И это понятно: для учителя, работающего в…

Каждый день в пути (Практика вносит свои коррективы)

Практика вносит свои коррективы: одну задачу на каждый параграф. Из каких же составляющих складывается этот итог — 100 задач? Учебным планом предусмотрено на изучение физики в VI классе 68 уроков. Из них — 8 лабораторных работ, 2 экскурсии, 2 киноурока, и, кроме того, первая задача предлагается учащимся только на 20-й странице. Иными словами, 6—7 вводных…

С открытым забралом

Вполне возможно, что кто-либо из оппонентов уже записал в своей тетради: «Релейные работы — не натаскивание ли? Не долбежка ли? Зачем все это нужно?». Сначала вопрос к самим оппонентам. Если учащиеся достигнут такого уровня подготовки, при котором они будут решать задачи не хуже, чем их учитель, то можно ли считать результаты такой учебной работы достаточными…

Перемена, перемена…

Отсутствие оценки в ведомости открытого учета знаний — не двойка, а перспектива, возможность получить хорошую оценку и сигнал тревоги для учителя и товарищей: нужна помощь! Семья и школа Оценив возможности новой методики, родители становятся ее активными сторонниками. Опорные конспекты и ведомости открытого учета знаний помогают родителям контролировать учение детей. Урок ведет В. Ф. Шаталов В….

Приглашение к эксперименту (Срез знаний)

Вполне понятно, что в первые месяцы учебного года элементарная математика не повторялась и не изучалась. А в конце октября вдруг возникла необходимость провести глубокий срез уровня знаний учащихся по элементарной математике. С одной стороны, этого делать было нельзя — 6 месяцев слишком большой разрыв. С другой же, необычайно интересно, что знают и умеют учащиеся, если…

От общих установок к частным методическим приемам (Вариант А)

А теперь возвратимся к листу, который вообще-то никакого официального названия не имеет, но который можно было бы назвать листом учета решенных задач. На уроке физики решена задача. Процесс решения ее продолжается не более 5 минут. При решении учащиеся ничего не пишут. Зато в конце урока им будет выделено 2 минуты для письменного оформления этой задачи…

Вниманию высшей школы

В этом плане маленький совет молодым учителям: для того чтобы надежно и скоро освоить все задачи из стабильных (для начала) сборников, необходимо использовать ту же методику, которая вот уже много лет уверенно работает во всех экспериментальных классах. А в дальнейшем, будем надеяться, в педагогических институтах и университетах. Министерство высшего образования сочтет необходимым ввести еще один…

Уважайте акселератов!

Многочисленные хронометражи вскрыли еще одну утечку времени — ответы с места. При различного рода дополнениях к ответам, во время эвристических бесед при изложении нового материала на каждом уроке теряется более 3 минут только на то, чтобы, слегка отодвинув стул, встать, а затем, придвинув его, сесть на место. Это, не считая потерь времени на рассеивание внимания…

Переход на новые уровни сложности

После всего сказанного может остаться только одно сомнение: в учебнике физики для VI класса всего только 49 задач по разделу «Архимедова сила», и все они весьма простые. На каком же тогда материале производится доводка умений и навыков учащихся, если в последующие годы изучаются новые разделы с задачами большей сложности? И стабильный учебник физики, и сборник…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru