Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Аппараты, “рожденные” войной

Аппараты, “рожденные” войной

Фронтовой бомбардировщик «Ту-2». Начиная с 1942 г. было произведено около 2500 самолетов этой марки.В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более мощного мотора истребитель «ЛаГГ-3» приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой «Ла-5», и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 г., под Сталинградом.

Вооружение самолета состояло из двух пушек, а мотор «М-82» воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся передней защитой экипажа от огня противника.

Весной 1943 г. на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя — «Ла-5Ф», имевший более мощный мотор и улучшенный обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя — «Ла-5ФН». При создании этого самолета конструкторы учли рекомендации специалистов ЦАГИ, что позволило усовершенствовать аэродинамические характеристики машины и снизить ее вес. В результате этого «Ла-5ФН» стал одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными.

«Ла-5ФН» начал поступать в летные подразделения летом 1943 г. и участвовал в сражении на Курской дуге. Воздушные бои показали его превосходство над лучшими модификациями немецких истребителей. По своей боеспособности «Ла-5ФН» в 1943 г. стал сильнейшим истребителем воздушного боя на советско-германском фронте.

Владимир Михайлович ПетляковВладимир Михайлович Петляков (1891—1942) — советский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1» и «ТБ-3». Создал бомбардировщики «Пе-8» и «Пе-2». Погиб в авиационной катастрофе.

 «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения — стал продолжением развития идей, заложенных в «Ла-5». Это был последний советский истребитель, оснащенный поршневым двигателем.

Среди самолетов, созданных советскими конструкторами во время Великой Отечественной войны, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Первоначально самолет был спроектирован в 1940 г. коллективом конструкторов, возглавляемым В.М. Петляковым, как двухмоторный высотный истребитель дальнего действия — проект «100». Но после визита группы советских авиаконструкторов в Германию было признано, что такой истребитель будет малоэффективным. Требования к самолету изменились, и вскоре он был переделан в пикирующий бомбардировщик. После быстро проведенных испытаний и небольших доделок самолет под маркой «Пе-2» был запущен в серийное производство.

«Пе-2» представлял собой цельнометаллический моноплан с двумя двигателями «М-105Р» по 1100 л.с. Это был первый в СССР максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, рулей высоты и направления, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. Кроме этого самолет имел герметичную кабину, в которой размещались летчик и штурман-бомбардир. Стрелок-радист располагался в фюзеляже.

Модифицированный истребитель «ЛаГГ-3» получил название «Ла-5». По сравнению с прототипом у него существенно возросла скорость полета и быстрота набора высоты, улучшилась вертикальная маневренность.

В начале 1944 г. пол руководством конструктора СЛ. Лавочкина был разработан истребитель «Ла-7». На фронтах этот самолет неоднократно продемонстрировал полное превосходство над немецкими истребителями. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб на «Ла-7» сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель «Messerschmitt Me-262») из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки «Ла».

Вооружение «Пе-2» состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения установках — для стрельбы назад. Кроме того, еще один пулемет находился в распоряжении стрелка-радиста. В зависимости от задания самолет брал до 1500 кг бомб различного калибра. Четыре бомбы по 100 кг размещались на внутренней подвеске в фюзеляже, две — в мотогондолах. Более крупные подвешивались под фюзеляжем. Хорошие пилотажные качества, большая скорость (до 540 км/ч) и значительная высота полета (8800 м) позволяли использовать «Пе-2» для решения многих боевых задач. В годы Великой Отечественной войны этот самолет стал основным фронтовым бомбардировщиком.

Между тем авиаконструкторы не останавливались на достигнутом. Шла работа над созданием новых аппаратов. Под руководством В.М. Петлякова был создан новый самолет — дальний тяжелый бомбардировщик «Пе-8» («ТБ-7»).

Оснащенный четырьмя двигателями мощностью по 1850 л.с., самолет-гигант имел размах крыльев 39 м и длину 23 м. Максимальный взлетный вес бомбардировщика составлял 35 т, при этом «Пе-8» развивал скорость до 405 км/ч. Неся на борту 2 000 кг бомбовой нагрузки, бомбардировщик способен был отразить атаки истребителей противника огнем пушек и пулеметов.

Мало кому известно, что в 1942 г., в разгар второй мировой войны, именно «Пе-8» доставил советскую правительственную делегацию в Соединенные Штаты Америки. При этом большую часть полета самолету пришлось пройти над территорией, оккупированной врагом. Кроме этого, в ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа дальних бомбардировщиков под командованием командира 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Е.Н. Преображенского совершила первый бомбовый налет на Берлин. Всего до 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили 1.0 налетов на Берлин небольшими группами тяжелых бомбардировщиков. На военные объекты столицы фашизма было сброшено несколько сот крупнокалиберных фугасных бомб. 

Первоначально самолет носил название «ТБ-7». В 1942 г. после существенной модернизации бомбардировщик получил название «Пе-8». Это было связано также с гибелью его конструктора В.М. Петлякова.

Пикирующий бомбардировщик «Пе-2».Еще в 1939 г. под руководством А.Н. Туполева была разработана конструкция фронтового бомбардировщика, получившего название «Ту-2». В мае 1941 г. начались испытания экспериментального самолета, экипаж которого состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Первые же полеты нового самолета показали его выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили «Пе-2». На высотах более 6 км они летали быстрее практически всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю «МиГ-3».

В 1942 г. с конвейера завода сошли первые серийные «Ту-2». Завод произвел уже 80 бомбардировщиков, когда вышло правительственное решение о замене его на истребитель «Як-9». Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и производство «Ту-2» возобновили на другом заводе, который дал фронту первые машины уже в 1943 г.

На самолете «Пе-8» («ТБ-7») впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактическими, чем стратегическими. В мае 1943 г. «Пе-8» бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. сбрасывали 5-тонные бомбы на немецкую ударную группировку.

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru