Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / “Разминка” перед большой схваткой

“Разминка” перед большой схваткой

Среди 800 самолетов, переданных республиканской армии Испании Советским Союзом, были новые истребители «И-152».За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения.

Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в ночь с 17 на 18 июля вспыхнул военный мятеж, переросший в гражданскую войну. Первыми, кто откликнулся на призыв мятежников о помощи, были фашистская Италия и Германия. Германия использовала в небе Испании около 650 самолетов. В основном это были новые модели известных немецких фирм «Junkers Flugzeugund Motorenwerke AG», «Heinkel Flugzeugwerke», «Focke-Wulf Flugzeugbau AG», «Messerschmitt GmbH» и др. Италия передала войскам мятежников около 1000 боевых самолетов.

В свою очередь СССР передал республиканской армии Испании около 800 своих лучших самолетов — «И-15», «И-152», «УТИ-4», «И-16», «Р-5», «P-Z» и «СБ». Еще около 320 самолетов тайно были переправлены из других государств Европы.

Небо Испании на несколько лет превратилось в арену кровавых военных схваток и одновременно в испытательный полигон новейших видов авиационной техники. Вот лишь несколько примеров.

Одна из первых схваток состоялась 4 ноября 1936 г. В этот день звено из 11 советских истребителей «И-15» под командованием П.В. Рычагова атаковало 9 самолетов «Не-51», произведенных в Германии. Четыре самолета мятежников были сбиты. В тот лее день «И-15» сбили и повредили несколько самолетов «FIAT-32» производства Италии. Советские самолеты не имели потерь в воздухе, но 2 пилота, заблудившись, сели на вражеский аэродром. Фашисты разрубили тело одного из них на куски и сбросили на позиции республиканцев — так зарождались беспощадные «рыцарские» части Люфтваффе.

Ноябрь 1936 г. В воздухе сражалось около 200 самолетов противоборствующих сторон. Потери республиканцев составили 4 самолета, мятежники потеряли около 15 машин.

15 мая 1937 г. В этот день был сбит новейший немецкий истребитель «Messerschmitt Bf-109». Победителем стал республиканец — Леопольд Моркильяс.

8 июля 1937 г. Завязался бой между десятью истребителями «И-15» и тридцатью самолетами «FIAT». Три самолета Истребитель «И-15» конструкции Н.Н. Поликарпова нашел широкое применение в боевом небе Испании.мятежников были сбиты. Один из «И-15» был подожжен, но сумел приземлиться на своей территории. Позднее к схватке присоединились 10 «И-16» и 8 «Bf-109». В результате длительного воздушного боя было сбито 2 новейших немецких самолета.

27 июля 1937 г. Первая ночная победа — пилот М. Якушин сбил самолет немецкой фирмы «Junkers».

Среди 800 самолетов, переданных республиканской армии Испании Советским Союзом, были новые истребители «И-152».

Значительную часть истребителей немецких Люфтваффе, воюющих в Испании на стороне мятежников, составляли самолеты «Не-51», произведенные Хейнкелем.

Самолет Н.Н. Поликарпова «И-16» был запушен в серийное производство еще в 7 934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР — всего за голы выпуска было изготовлено около 6560 экземпляров «И-16». Первое «боевое крещение» он получил в голы испанской войны.

1 сентября 1937 г. В течение дня республиканцы сбили 26 фашистских самолетов против двух своих. 19 пилотов армии мятежников попало в плен, в том числе известный ас Карлос Айя.

15 октября 1937 г. Атака аэродрома Гарапиниольс. Это была отлично спланированная воздушная операция республиканцев. Две эскадрильи «И-15» атаковали аэродром пулеметами и мелкими бомбами. В это время их прикрывали 4 эскадрильи «И-16» на случай появления противника в воздухе, которые затем тоже приступили к атаке наземных целей. В результате проведенной операции от 50 до 80 готовых к взлету самолетов мятежников были уничтожены, остальные повреждены; зенитные батареи были застигнуты врасплох и подавлены, взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. При этом ни один из самолетов республиканцев не пострадал.

Во время этой войны были поставлены и своеобразные «рекорды». Так, например, в 1938 г. советский пилот Сергей Иванович Грицевец в одном получасовом бою, управляя истребителем «И-16», сбил 7 неприятельских самолетов, из которых было пять «FIAT». Его самолет тоже пострадал, но Грицевцу удалось посадить покалеченную машину на свой аэродром. Этот «рекорд» был перекрыт только в 1943 г. другим советским пилотом Александром Константиновичем Горовцом.

Следующим местом «демонстрации силы» стал район реки Халхин-Гол, протекающей по территории Монголии и Китая.

Самолет Н.Н. Поликарпова «И-16» был запушен в серийное производство еще в 7 934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР — всего за голы выпуска было изготовлено около 6560 экземпляров «И-16». Первое «боевое крещение» он получил в голы испанской войны.С начала 1939 г. в районе границы между Монгольской Народной Республикой (на территории которой в соответствии с советско-монгольским протоколом 1936 г. находились советские войска) и государством Маньчжоу-Го, созданным на территории Китая и фактически управлявшимся Японией, произошло несколько конфликтов между монголами и японо-маньчжурами. Последняя стычка произошла в мае.

Конфликт был прекрасной возможностью для любой из сторон не только закрепить за собой спорные территории, но и значительно поднять свой военный и политический престиж; на международной арене.

СССР обвинил Японию в агрессии против Монголии и заявил, что будет защищать ее границы «как свои собственные». Из Советского Союза в экстренном порядке стали перебрасываться в район Халхин-Гола дополнительные авиационные и бронетанковые части.

Первые столкновения с японской авиацией в мае вызвали тревогу у руководства СССР, хотя потеря даже нескольких десятков самолетов не могла подорвать боеспособности советских ВВС на Дальнем Востоке. В основу негативной оценки легли факты, свидетельствующие о слабой эффективности действий советской авиации.

Показательным в этом отношении был воздушный бой, произошедший 27 мая. Часть советских самолетов не смогла взлететь из-за неисправностей двигателей, а во время боя еще четыре машины вынуждены были приземлиться по той же причине. Из четырех оставшихся пилотов двое были убиты и один ранен.

На следующий день, 28 мая, практически полностью была уничтожена 4-я эскадрилья, на вооружении которой находились истребители «И-15». Из десяти пилотов пять были убиты или пропали без вести, трое получили ранения.

Истребитель «И-153», разработанный Н.Н. Поликарповым, пришел на смену самолету «И-15». Он имел усиленную конструкцию и убирающееся шасси. «Обкатку» новый истребитель прошел во время воздушных боев в небе Монголии.

Активизация боевых действий советской авиации в Монголии стала возможна благодаря хорошей подготовке рядовых пилотов, быстро усвоивших уроки ветеранов, прошедших войну в Испании. Из прибывших в МНР 48 летчиков «со стажем» 11 имели звание Героев Советского Союза. Все они тут же были рассредоточены по разным подразделениям и приступили к боевой учебе.

Если майские неудачи можно было частично объяснить недочетами в организации боевых действий и отсутствием боевого Истребитель «И-153», разработанный Н.Н. Поликарповым, пришел на смену самолету «И-15». Он имел усиленную конструкцию и убирающееся шасси. «Обкатку» новый истребитель прошел во время воздушных боев в небе Монголии.опыта у пилотов, то последующие за ними воздушные бои не оставили никаких сомнений относительно низкого уровня советской истребительной авиации и несоответствия ее уровню противника. В первую очередь это касалось массового использовании в советских ВВС истребителей-бипланов. Неплохо показавшие себя в испанских боях самолеты типа «И-15» произвели положительное впечатление на руководство советских ВВС. И если до этого были колебания относительно применения машин, построенных по схеме биплана, то надежность в эксплуатации и простота пилотирования этой машины по сравнению с более сложным монопланом «И-16» вывели ее в лидеры, но, как позже оказалось, зря.

Таким образом, регулярные советские ВВС впервые столкнулись в Монголии с современной и имеющей богатый боевой опыт авиацией противника. И хотя в результате многомесячных боев советским вооруженным силам удалось отразить нападение японских завоевателей, однако воздушные бои на Халхин-Голе показали, как важно иметь современную авиационную технику и что даже богатый боевой опыт пилотов не может компенсировать технического превосходства противника.

Впрочем, зимой этого же года советские войска еще раз убедились в справедливости такого вывода. Доказательством послужила советско-финляндская война 1939—1940 гг.

Несмотря на то, что советские авиационные части, задействованные в финляндской войне, насчитывали достаточно большое количество боевых самолетов (около 1500), в основном это были технически устаревшие модели. И если летом 1939 г., в ходе боевых действий у реки Халхин-Гол, технические несовершенства — отсутствие радиосвязи, открытые кабины и плохая приспособленность самолетов к аэродромному обслуживанию — преодолевались самоотверженностью, изобретательностью и напряженным трудом летно-технического состава, то в условиях суровой северной зимы, когда положение усугубилось отсутствием обогревательных и антиобле-денительных систем, нехваткой стартеров, водомаслонаг-ревателей, этого сделать не удавалось.

Большую роль во время конфликта на реке Халхин-Гол играла истребительная авиация. Подобного опыта воздушных боев ВВС СССР больше не имели вплоть до начала Великой Отечественной войны. О масштабах воздушных схваток свидетельствует замечание командующего советской группировкой в Монголии Г. К. Жукова, который сказал, что таких сражений в воздухе, как над Халхин-Голом, он не видел даже во время Великой Отечественной войны.

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru