Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Крылатая легенда

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй мировой войны можно встретить во многих книгах и фильмах. Это не скоростной истребитель, не разведчик-«дальнобойщик» и не бомбардировщик-«тяжеловес». Не было в истории «По-2» и громких перелетов или рекордов, а в его конструкции ничего революционного. Но надежность, простота пилотирования, дешевизна обеспечили этому неказистому с виду биплану рекордное долголетие.

Техническое задание на проектирование самолета первоначального обучения было выдано Н.Н. Поликарпову Авиатрестом СССР в июле 1926 г. Кстати, задание на разработку «По-2» было составлено начальником самолетного сектора ВВС будущим знаменитым конструктором С.В. Ильюшиным, в то время только что окончившим Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Основным требованием к будущему самолету были простота пилотирования, стандартная схема построения и дешевизна изготовления.

Как только не называли этот внешне невзрачный самолет конструкции Н.Н. Поликарпова «По-2» («У-2») — «самолет-долгожитель», «самолет-труженик», «самолет-легенда», «кукурузник».Самолет «Р-2» («DH-9») с двигателем «Siddeley Puma» мощностью 220 л.с. выпускался начиная с 1923 г. и применялся главным образом в летных школах и отрядах. Вооружение самолета состояло из двух пулеметов и легких бомб общим весом до 400 кг. В 1925 г. ДЛЯ первого большого перелета советских летчиков Москва – Пекин было выпушено два модернизированных «Р-2». Всего за время серийного производства было построено около 130 этих самолетов.

7 мая 1922 г. была открыта первая международная регулярная воздушная линия Москва – Кенигсберг. В мае 1926 г. эта авиалиния была продолжена до Берлина. 8 июля на Московском аэродроме прошли первые опытные полеты самолетов, предназначенных для использования в сельском и лесном хозяйстве, позже была проведена аэрофотосъемка дна Каспийского моря в целях разведки нефтеносных участков.

Первый вариант самолета, известный как «У-2 с толстым крылом», оказался неудачным. Машина была слишком тяжелой, плохо набирала высоту и была неустойчива в полете. Второй, облегченный, вариант с новым крылом тонкого профиля был испытан М.М. Громовым в начале января 1928 г.

Первые испытательные полеты показали, что техническое задание Поликарповым выполнено — машина удалась. В отличие от большинства самолетов того времени, «У-2» (название «По-2» самолет получил позже) обладал большим запасом устойчивости и при потере скорости не входил в штопор, а будучи преднамеренно введенным в штопор, сам выходил из него при несложных манипуляциях с органами управления. При потере скорости самолет лишь опускал нос и вскоре вновь набирал ее, прощая грубые ошибки пилотирования, что было незаменимо при обучении молодых пилотов.

Несмотря на многочисленные модификации, учебный вариант «У-2» считался стандартным самолетом. Он имел две кабины, инструктор сидел впереди, ученик — сзади. Кабины имели сдублированные органы управления, и инструктор в любой момент мог вмешаться в действия ученика. Иногда над задней кабиной устанавливался закрывающийся матерчатый колпак для обучения технике слепого полета.

Возможность «У-2» перевозить груз, намного превышающий его «запланированную» грузоподъемность, широко использовалась при перевозке раненых. Для этого выпускались специальные кассеты для перевозки раненых, позволявшие брать на санитарный вариант «У-2» до 6 человек — одного лежачего и 5 сидячих раненых.

С началом второй мировой войны начался новый этап в жизни «У-2». Он применялся зачастую в таких областях, которые Особенности конструкции самолета «По-2» («У-2») позволяли ему взлетать с любой неподготовленной поверхности.и не предполагались его конструктором. Военные варианты «У-2» в своем большинстве различались только оборудованием и вооружением, но были и отдельные их модификации, сильно отличающиеся внешне.

Наибольшую известность в годы второй мировой войны получил «У-2ВС» (военный самолет), или «ЛНБ» (легкий ночной бомбардировщик). Первоначально это была доработка серийных самолетов в аэродромных мастерских, а с 1942 г. наладили серийный выпуск самолетов с уже установленным вооружением и оборудованием: на заднем сиденье — пулемет, у летчика — бомбардировочный прицел. Эта конструкция самолета позволяла подвешивать бомбы в 25, 50 и 100 кг и монтировать реактивные установки. Рекордом грузоподъемности считается подвеска на «У-2ВС» фугасной бомбы массой 500 кг. Оснащенный глушителями выхлопа мотора, именно «У-2ВС» стал тем самым «русфанер», на котором воевали женские полки ВВС — знаменитые «ночные ведьмы». Без бомбовой нагрузки «У-2ВС» применялся как самолет связи или разведчик.

Самолет «Р-5», создан под руководством Н.Н. Поликарпова в конце 1928 г. Этот самолет представлял собой двух/местный одностоечный полутораплан деревянной конструкции. С 7 930 г. выпускался серийно. По существу, этот самолет был многоцелевой машиной — разведчик и легкий бомбардировщик в ВВС; пассажирско-почтовый, учебный, буксировщик планеров в гражданской авиации и летных школах. Этот самолет вышел повелителем конкурса самолетов-разведчиков, проводившегося в Тегеране. Всего с 1930 по 1937 гг. было построено 4914 самолетов «Р-5» и его модификаций.

9 февраля 1923 г. было принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Лень 9 февраля 1923 г. принято считать официальной датой рождения гражданской авиации СССР. 17 марта создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролет». А 15 июля открылась первая в России регулярная пассажирская воздушная линия «Добролет» Москва — Нижний Новгород.

Модификация самолета «По-2» («У-2»), используемая в годы второй мировой войны.Другой массовой военной модификацией самолета «У-2» стал «У-2НАК» — «ночной артиллерийский корректировщик». Самолет не нес бомбового вооружения, но оснащался радиостанцией и мотором с глушителем, что обеспечивало практически полную бесшумность полета уже на расстоянии 300 м. Штурман, сидевший в задней кабине, вел наблюдение с помощью ночного визира.

После второй мировой войны «У-2» («По-2») стал основным самолетом Аэрофлота. Так, на начало 1946 г. Аэрофлот располагал 2469 легкими самолетами «У-2» («По-2») и их модификациями. Замена самолета на местных линиях в Аэрофлоте началась только после 1949 г., с началом поступления в эксплуатацию «Ан-2» и «Як-12». Однако и после этого «У-2» («По-2») продолжали активно эксплуатироваться вплоть до 60-х гг.

В октябре 1929 г. Николая Николаевича Поликарпова арестовывают по стандартному в те годы обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации» — и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Н.Н. Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года, без отмены или изменения приговора, его направляют в «Особое конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, где совместно с Д.П. Григоровичем он разработал истребитель «И-5», который находился на вооружении 9 лет.

В 1931 г. приговор конструктору был изменен — высшую меру заменили на десять лет лагерей. Но после удачного показа руководителям СССР самолета «И-5», пилотировавшегося В.П. Чкаловым и С.Г. Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Н.Н. Поликарпова условным. Только в 1956 г. — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР сняла судимость и прекратила дело в отношении Н.Н. Поликарпова. Поэтому «У-2» получил свой конструкторский индекс «По-2» только после смерти конструктора, а не раньше, как многие самолеты других конструкторов.

За свою жизнь Н.Н. Поликарпов создал свыше 80 самолетов различных типов, в том числе такие известные истребители, строившиеся в разные годы серийно, как «И-3», «И-5», «И-15» (на одном из которых был поставлен мировой рекорд высоты), «И-153», «И-185», «И-16» и учебно-тренировочный истребитель «УТИ-4». Самолетов первоначального обучения «У-2» («По-2») было построено более 40 тысяч, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков.

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Жизнь и смерть “больших гигантов”

Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru